«Вы знаете, что есть такая аллергия на орехи, что, если съесть хоть один, можно умереть. Так вот у меня аллергия на лицемерие…»
Человек под столом, бумажные слоны на столе, белый халат, стулья для зрителей по две стороны от места действия артистов – словно зеркало для каждого из нас, даже во время спектакля невозможно удержаться, чтобы не посмотреть на лица сидящих в зале. В театре им. Моссовета на Сцене под крышей премьера спектакля «Песнь слона». В постановке задействованы всего три персонажа – доктор Гринберг, директор больницы (Дмитрий Савкин, Марк Вдовин), Майкл Аллен, пациент (Павел Усачев) и мисс Петерсон, старшая медсестра (Лилия Волкова).
Психологический детектив позволяет не только проникнуть в тайны человеческого подсознания, но и увидеть жизнь одного человека всего за полтора часа. Пьеса Николя Бийона – канадского писателя, драматурга и сценариста интересна сама по себе. И молодой режиссер и актер театра Моссовета Марк Вдовин делает акцент как раз не столько на действии, сколько на тексте.
Впрочем, действия тут как такового и нет. Директор клиники пытается выяснить у пациента психбольницы, куда исчез его коллега – доктор Лоуренс. А тот затевает веселую «игру», и никто не догадывается, что все это может обернуться трагедией. Разве что медсестра слишком часто заходит в кабинет, пытаясь держать ситуацию под контролем. Но в нужный момент развязка наступит, увы, без нее…
«Вы много знаете о слонах?»
Действие происходит в психиатрической клинике. Исчез доктор Лоуренс. И единственный, кто знает, куда он делся, – его пациент Майкл. Он безумно любит слонов, а еще великолепно манипулирует людьми и просто обожает психологические игры. На этот раз он решает сыграть с директором больницы – доктором Гринбергом. Он готов предоставить необходимую информацию в обмен на желаемое.
И, надо сказать, спокойный Майкл действует увереннее доктора, который явно нервничает. А, значит, и добивается своего, безусловно, быстрее. Но что нужно этому человеку? Он водит за нос и Гринберга, и мисс Петерсон. Интересен и тот факт, что этот сумасшедший кажется куда более нормальным, чем сотрудники клиники.
«Бросьте в человека любовью и увидите, как она в нем отзовется…»
Но что нужно все-таки этому человеку? Зачем от постоянно водит за нос этих людей в белых халатах, измученных жизнью и уставших от работы? Для чего все эти игры? Всего один миг – и игра принимает совсем неожиданный поворот: вдруг Майкл вспоминает свое детство, отца и мать. Оказывается, в 15 лет он убил собственную мать, а отца видел всего раз или два в жизни – они охотились на слонов. Этот 23-летний мальчишка всю свою жизнь жаждал любви! Он даже искал ее у доктора Лоуренса. Но «многие всю жизнь пытаются найти ответ на вопрос: чего я стою; мне было всего 15, когда я понял, что стою всего три фальшивые ноты…»
Он просит конфеты с орехами в обмен на информацию о местонахождении Лоуренса… И получает их. И вот уже мигает над дверью надпись Exit. А есть ли выход? Можно ли убежать от самого себя? Как жить, если ты никогда не знал любви и ничего не стоишь в этой жизни?
- Чего вы хотите?
- Свободы.
Но в чем эта свобода заключается? Как и где найти ее? И, главное, свобода – от чего?
И он нашел «выход». «У него была аллергия на орехи», – говорит мисс Петерсон, но доктор Гринберг не прочитал об этом в деле. Он дал ему всего четыре конфеты с орехами, а больше и не надо. И никакой психиатр не в силе помочь человеку, который не видит смысла в жизни. А все почему?..
«Любите вашего ребенка каждую секунду жизни!»
Сценография спектакля лаконична, но невероятно точна. Нет ни одного лишнего предмета. Каждый задействован в определенный момент истории так, что ничто не отвлекает зрителя. Сидя друг против друга, возвышаясь над артистами, чувствуешь себя свидетелем. Порой даже кажется, что и тебе самому предстоит ответить, куда исчез доктор Лоуренс. И ответить придется. Но на другие вопросы. Ответить самому себе. Про любовь, про свободу и про то, чего стоишь в этой жизни…
Равнодушие, невнимание, сосредоточение на себе. Не таким ли выступает доктор Гринберг? Именно поэтому он и не может никак добиться от Майкла ничего и становится лишь объектом для манипуляций. Он слишком сосредоточен на себе, поэтому и совершает непростительную ошибку – дает злополучные конфеты с орехами пациенту. Больше всего он боится потерять репутацию и остаться без работы. Ему нет никакого дела до больного. И в этом и кроется его самая фатальная ошибка.
А медсестра Петерсон? Вот уж точно образец неравнодушия. Но, кажется, с ней тоже что-то не так… То холодна и тверда, то смеется «как улий пчел». Похоже, ее отношение к Майклу – это нереализованный материнский инстинкт. Но подмена понятий не может заменить настоящие чувства и эмоции. Именно поэтому в ней чувствуются фальшь и внутренняя боль.
И, кажется, пока мы не станем внимательнее и терпимее друг к другу, в этом мире будет очень много сумасшедших, пытающихся найти свой выход…
Подробнее в сюжете: Театр