Как звучит дедушка? Насколько музыкален дождь? Может ли скрипка петь без струн? Как играть на музыкальном инструменте, сидя в ванной с водой? И какова трава на вкус?
На сцене Российского академического молодежного театра Егор Перегудов поставил веселую музыкальную сказку «Петя, волк и Володя-музыкант». Спектакль приурочен к 85-летию «Пети и волка» Сергея Прокофьева и «Володи-музыканта» Леонида Половинкина, написанных по заказу Наталии Сац специально для Центрального детского театра, и продолжает цикл мероприятий к 100-летию РАМТа.
Оркестр в масках животных и задорные пионеры выглядят сегодня довольно необычно и непривычно, особенно для юных зрителей. Но история и музыка делают свое дело – ребята смотрят на сцену как завороженные. А еще тут Утка плавает в ванной с настоящей водой, волки ездят на реальном мотоцикле, а рассказчица, чью роль некогда исполняла сама Наталия Сац, буквально взмывает под потолок вместе с Птичкой и Кошкой, удобно расположившимися под потолком на стуле как на ветке дерева…
В основе постановки лежат либретто двух музыкальных сказок – «Петя и волк» Сергея Прокофьева и «Володя-музыкант» Леонида Половинкина. Своеобразная форма «оркестр без дирижера» создает особую атмосферу, но выполняет главную свою задачу – в игровой форме знакомит детей с музыкальными инструментами и их характерным звучанием. Это симфоническая сказка и драматический театр одновременно. А в начале второго действия ребятам даже предлагают угадать животных по звучанию инструментов. И если кошек, птичек и волков можно узнать легко, то как дети распознали, как звучит дедушка, остается для многих взрослых загадкой!
Веселые приключения и забавные превращения – интересно и родителю, и ребенку. Музыканты оркестра Персимфанс (Первый симфонический ансамбль без дирижера) в масках животных из стада пионера Володи «пасутся» на поляне со скрипками и гобоями в руках и в прямом смысле слова жуют траву, птичка-флейта летает под колосниками, а Волк из трех валторн ездит на мотоцикле с коляской. И все кажется каким-то удивительным, реальным и сказочным одновременно. И складывается ощущение, что в оркестре не просто музыканты, а тоже артисты, которые запросто могут перевоплотиться в любого персонажа.
«Эксперимент в этой работе – соединение довольно консервативного мира классической музыки с театральной стихией, игрой и хулиганством, без которых сложно представить современный театр для детей. Поиск острой, гротесковой формы для советских морализаторских детских историй – это необходимое условие диалога театра с сегодняшним зрителем. И только в юбилей возможно увидеть, как музыканты «Персимфанса» становятся драматическими артистами, а артисты РАМТа музицируют и занимаются ритмодекламацией», – отмечает режиссер Егор Перегудов.
И пусть пройдет еще сколько угодно лет, а музыка останется, как и яркие впечатления от просмотра спектакля и первые знания в области звучания различных инструментов у подрастающего поколения.
Подробнее в сюжете: Театр