16:04 15/11/2021

«Мама сказала, что я надумываю»: что такое обсессивно-компульсивное расстройство?

Shutterstock/FOTODOM

Кто из нас хотя бы раз не сталкивался с навязчивыми тревожными мыслями в стиле «А закрыл ли я дверь?», «Выключил ли утюг и плиту?»? Если эти размышления вызывают сильную тревогу и мешают жить нормальной жизнью, то это рассматривается уже как заболевание – обсессивно-компульсивное расстройство. Что это за диагноз и можно ли самостоятельно выявить у себя его признаки? Отвечаем на самые важные вопросы об ОКР вместе с психотерапевтами.

Что это за аббревиатура такая – ОКР?

Отвечает клинический психолог, психотерапевт Павел Карев:

«Данное расстройство связано с двумя фазами – обсессией (навязчивой мыслью) и компульсией (навязчивым поведением, действием). При обсессии возникают навязчивые, повторяющиеся мысли, эмоции, страхи. Эти чувства заполняют всего человека и не дают ему полноценно жить. Чтобы успокоиться, человек придумывает для себя определенные действия, ритуалы – компульсии.

Навязчивая мысль наполняется большим значением для человека, возникает страх, который запускает защитный механизм – выполнение определенных действий, после чего наступает некоторое успокоение. Но через какое-то время цикл запускается вновь».

Отвечает врач-психотерапевт Ирина Новогран-Джабраилова:

«Навязчивые мысли могут быть совершенно разными и необычными, часто достаточно пугающими: «нужно взять именно синюю чашку, иначе кто-то умрет, посчитать до пяти и только тогда выйти из дома, ехать в автобусе или такси, номер которого будет без троек или пятерок». У мамочек могут вдруг возникнуть страшные навязчивые мысли – выкинуть малыша в окно или отпустить коляску на дорогу».

И какие же симптомы у этого заболевания?

Отвечает клинический психолог, психотерапевт Павел Карев:

  • Присутствие навязчивого страха загрязнения: частое мытье рук, тела.
  • Боязнь что-либо выкинуть, испытывая тревогу и страх, что это может понадобиться в дальнейшем.
  • Навязчивые мысли религиозного характера.
  • Навязчивые сомнения (выключил ли утюг, газ, свет, закрыт ли кран с водой).
  • Навязчивый счет или что-то, связанное с цифрами.
  • Навязчивые мысли в отношении «симметрии» (в одежде, расположении предметов интерьера, чрезмерный перфекционизм).
  • Страх причинения вреда себе и другим людям.

Эти проявления носят постоянный и болезненный для человека характер.

А какие причины появления ОКР?

Отвечает клинический психолог, психотерапевт Павел Карев:

«Точных данных в отношении причин возникновения обсессивно-компульсивного расстройства нет. Но есть факторы, из-за которых, возможно, появляется ОКР:

  • Биологический фактор. Это различного рода заболевания головного мозга, в том числе травмы при родах, а также особенности деятельности вегетативной нервной системы и генетические факторы. Нарушения обмена серотонина, дофамина, норадреналина.
  • Психологический фактор. Тревожное состояние человека, которое бывает из-за ряда своих причин. Здесь навязчивость – это инструмент снижения тревоги при увеличенном уровне тревожности и агрессии, которая может быть направлена на кого-либо. Также ОКР может возникнуть из-за психотравмирующих ситуаций в жизни.

На сегодняшний момент распространенность ОКР примерно 1–3 человека на 100 взрослых и 1 человек на 300 подростков».

Отвечает врач-психотерапевт Ирина Новогран-Джабраилова:

«Часто причина лежит в детстве – строгая, холодная, педантичная мать, токсичные отношения между родителями, один из родителей употребляет спиртные напитки».

Кажется, что в последнее время это заболевание у каждого встречного…

Отвечает врач-психотерапевт Ирина Новогран-Джабраилова:

«В последние годы количество невротических расстройств значительно выросло. Это связано с высокими ритмами жизни, информационным бумом, высокими стандартами и требованиями, а также высокой конкуренцией. Современный человек в течение месяца перерабатывает такое количество информации, которую люди XVII века получали за всю свою жизнь! Подобные перемены оказывают сильнейшее воздействие на нервную систему. Не все выдерживают подобное, и это может привести к различным невротическим расстройствам, и ОКР одно из них. Также большое значение имеет тип личности человека, который развивается в детстве».

Отвечает основатель Международного института психосоматического здоровья, ведущий психотерапевт Сергей Мартынов:

«Сейчас мы находимся в постоянном напряжении от неопределенности, когда сложно планировать что-либо. И, конечно, Covid-19 создает колоссальное напряжение. В качестве примера можно привести навязчивость, наблюдаемую в последнее время особенно часто. Речь идет о мытье рук, как о следствии обсессивной мысли о возможности заболеть. Мытье рук со специальными средствами может быть настолько частым и настолько тщательным, что не только не защищает человека от заражения, но напротив – приводит к тому, что кожа рук травмируется применяемыми средствами и становится большой незаживающий раной. Риск заражения любой инфекцией, передающейся контактный путем, например, через рукопожатие или дверную ручку, многократно возрастает, но человек видит в этом обоснованность своих страхов и моет руки еще тщательнее – формируется порочный круг.

Получается, что у человека есть страх заболеть, его тревожат обсессивные мысли об этом, есть компульсивные действия, и только эти действия, он уверен, могут его обезопасить, а фактически только ухудшают состояние, подпитывая сами себя».

Я часто не могу выйти из дома, не проверив, выключил ли я плиту или утюг, а когда выхожу, мучительно пытаюсь вспомнить – закрыл ли я дверь. У меня ОКР?

Отвечает основатель Международного института психосоматического здоровья, ведущий психотерапевт Сергей Мартынов:

«Действительно, такие ритуальные действия могут свидетельствовать о формировании обсессивно-компульсивного расстройства, особенно если раньше такого не наблюдалось. Здесь очень важно максимально присутствовать в моменте, ведь о невыключенном утюге не можешь вспомнить тогда, когда выключал его «на автомате», мысленно находясь на работе, за рулем, споря с мужем, закупая продукты. Когда выключаешь утюг, надо выключать утюг и на этом фокусировать внимание».

Как понять, что у моего близкого ОКР?

Отвечает психотерапевт, врач-психиатр, основатель консультативно-психологического центра «Элементарно» Даниял Ибрагимов:

«Это состояние всегда видно, оно мешает человеку нормально жить. У меня была пациентка, которая протирала комнату только спиртом или водкой. Все пошло от ее мамы, которая работала врачом и дома мыла всю мебель и даже дверные ручки спиртом минимум по семь раз. Ее мысли были иррациональны – она врач и знает, что от прикосновения заболеть онкологией нельзя. Люди могу выполнять даже, казалось бы, незначительные ритуалы, похожие на тики – например протирать нос.
Есть и религиозные подоплеки. У меня была клиентка, она изначально была религиозна, как и ее семья. Но в результате она пришла к отягощению этих ритуалов – сначала в течение дня она пыталась справиться с навязчивыми мыслями, что ее ребенок может заболеть, а затем, чтобы это предотвратить, она по три-пять часов до самого утра стояла на коленях перед иконой и молилась».

«Пол – это лава». Детям присуще ОКР?

Отвечает основатель Международного института психосоматического здоровья, ведущий психотерапевт Сергей Мартынов:

«Практически каждому человеку знакома отчасти мифологическая, отчасти магическая деятельность, которая обычно присутствует у ребенка 6-7 лет, когда он что-то делает, чтобы ничего плохого не произошло: куда-то не смотрит, где-то не переступает, где-то, напротив, идет по бордюру или по стыку плиточек, а то наоборот – не наступает на стык, а ступает только на серединку. Его мысли при этом направлены на то, чтобы ничего не случилось с родителями или какие-то неприятности не произошли в школе.

По мере обретения произвольности управления своим мышлением и понимания причинно-следственных связей человек преодолевает стадию магического мышления, становится более рациональным. В то же время он принимает неопределенность, которая всегда присутствует. Неопределенным остается, в частности, финал жизни человека, и здоровый человек ее принимает, он может с ней жить и быть счастливым, не зацикливаться на таких тревожных обстоятельствах жизни, которые связаны со здоровьем и смертностью его и близких».

Отвечает психотерапевт, врач-психиатр, основатель консультативно-психологического центра «Элементарно» Даниял Ибрагимов:

«У детей тоже могут быть ритуалы, но они не так очевидны и больше напоминают тики. Наверняка в детстве вы встречались с чем-то похожим: «если мне попадется машина с определенным номером, то я сдам экзамен». Это не ОКР, а иррациональный ритуал нашего ума, благодаря которому мы просто ищем способ успокоиться. Здесь нет ничего страшного. Проблема, когда эта мысль постоянна, превращается в жвачку и навязчивое желание: «мне обязательно нужно найти определенное количество машин с такими номерами, тогда я точно сдам экзамен». По моему опыту, если ОКР уже относительно отчетливо в детском возрасте, то это признак уже более тяжелого психического расстройства».

Окей, а я могу поставить сам себе диагноз по тестам в интернете?

Отвечает врач-психотерапевт Ирина Новогран-Джабраилова:

«Данное расстройство достаточно серьезное и обязательно необходима консультация и лечение у специалиста. Многие ставят себе диагноз с помощью Google и TikTok. Однако такой подход недопустим! Симптомы ОКР нужно обязательно дифференцировать с другими психическими расстройствами и одно из них шизофрения».

Но ведь одна консультация у специалиста стоит от 3 000 рублей! Потерплю и попью успокоительные травяные чаи

Отвечает основатель Международного института психосоматического здоровья, ведущий психотерапевт Сергей Мартынов:

«Обсессивно-компульсивное расстройство – это самое настоящее психическое расстройство, которое требует лечения. Лечение проводится посредством психотерапии и, если нужно, психофармакотерапии. Можно ли самостоятельно избавиться от бронхиальной астмы, язвы желудка, перелома ноги? Наверное, можно, но мучительно и неэффективно. А дорого потому, что в подавляющем большинстве случаев дело все равно кончается обращением к специалисту, но уже в более тяжелом состоянии, с более частыми встречами и лекарствами».

Отвечает врач-психотерапевт Ирина Новогран-Джабраилова:

«Да, лечение требует финансовых вложений, как и при других заболеваниях. Когда болит зуб, мы понимаем, что самостоятельно не сделаем пломбу. Так и в лечении невротических расстройств человек не может самостоятельно найти выход, помощь специалиста необходима. Однако если вы еще не обратились к специалисту, попробуйте помочь себе простым на первый взгляд упражнением – оно является первым шагом в лечении данного заболевания и совершенно не отменяет консультацию у специалиста. Приготовьте блокнот и ручку, поставьте напоминание в телефоне ежечасно. Каждый час в течение пяти минут записывайте все свои мысли, которые кружатся в голове в момент упражнения. Пять минут засекайте на таймере и удерживайтесь в этом интервале времени. Данное упражнение позволяет проветрить голову так же, как мы проветриваем помещение».

Отвечает психотерапевт, врач-психиатр, основатель консультативно-психологического центра «Элементарно» Даниял Ибрагимов.

«Есть бесплатные психологические службы. Они, конечно, не панацея, но, так или иначе, работают. У нас есть проект – «Подвешенный психолог». Человек может заполнить форму и его включат в лист ожидания, в свою очередь, кто-то другой может сделать пожертвование на его консультацию».

Ну ладно, а как меня будут лечить?

Отвечает врач-психотерапевт Ирина Новогран-Джабраилова:

«Лечение возможно только у специалиста – психиатра-нарколога, врача-психотерапевта. В лечении часто необходим комплексный подход – медикаменты и психотерапия. Однако в легких случаях возможна только психотерапия. Длительность лечения строго индивидуальна и зависит от возраста обратившегося, давности заболевания, травмирующих событий, которыми окрашено заболевание. Самостоятельно можно лишь затянуть данный процесс и это приведет к усложнению лечения».

Отвечает клинический психолог, психотерапевт Павел Карев:

«Дает свои результаты применение когнитивно-поведенческой психотерапии. Она заключается в переживании ситуации, которая вызывает страх, запускает его навязчивые идеи и компульсивные действия. Суть метода сводится к тому, чтобы не дать человеку отреагировать в типичной для него манере. Во время этой терапии он узнает, что страх не обоснован, потому что ничего плохого не происходит.

При медикаментозной терапии врач-психиатр назначает транквилизаторы, антидепрессанты и нейролептики, которые помогают снизить симптоматику проявления ОКР.

Не стремитесь сразу полностью избавиться от навязчивых мыслей, поскольку они могут появляться даже у психически здоровых людей. Важно научиться не давать на них яркой реакции. Навык самообладания и спокойствия можно развить, работая с клиническим психологом, психотерапевтом. Психотерапия снизит психоэмоциональное напряжение, улучшит настроение и сон, повысит работоспособность, что вернет вас к нормальной жизни».

История пациентки

Екатерина (имя изменено) не понаслышке знает об ОКР. Однако, благодаря лечению у Ирины Новогран-Джабраиловой, она смогла избавиться от тревожных мыслей, которые мешали ей жить.

«Меня мучило какое-то тревожное состояние, которое время от времени всплывало в моей голове и подталкивало меня к определенным действиям. Например, идя по улице, я видела снежки на дороге, и что-то внутри мне говорило: «Раздави снежок, иначе будет что-то плохое». Тогда, даже если я прошла мимо этого снежка, мне приходилось возвращаться и раздавливать его. Потом я опять видела снежок… Меня это начинало очень злить, но я не могла остановиться, потому что я не хотела, чтобы что-то плохое произошло. Так я опоздала на троллейбус. Потом дело коснулось тарелок/кружек/вилок. Допустим, мне надо было подать бабушке вилку, я брала красивую, ровную, потому что если возьму вилку более старенькую, то с бабушкой что-то случится. Если подам не ту тарелку, то кто-то заболеет. Чувство тревоги меня разрывало.

Момент, который меня действительно испугал и дал понять, что это ненормально, был выбором между двумя тарелками. Я должна была положить печенье для мужа на тарелку и неосознанно взяла красивую, цвета мрамора тарелку. Однако потом что-то меня сковало внутри, и я подумала, что она похожа на мраморную могильную плиту, ее давать нельзя. Мне было страшно и сама я с этим справиться тоже не могла.

О своей проблеме я не особо рассказывала. Знал муж и он понимал, что я чувствительная, часто тревожусь, ранимая и поддержал меня в моем желании пойти к специалисту. С остальными я не делилась, помню, как-то сказала маме, что у меня есть проблемы, что это называется ОКР, но она сказала, что я надумываю.

Сейчас мне легче. С первого сеанса я уже почувствовала, что тревога меня отпускает. Она зарождалась из чувств, о которых я сама даже не знала. Каждый раз потихоньку разматывая клубок своих переживаний вместе со специалистом, мне становилось легче. Конечно, сейчас у меня тоже бывают тревожные моменты и мне еще есть над чем работать, я в процессе, но не представляю, как бы я справилась сама. Такие тревоги забирают очень много сил, умножают страхи и если у человека есть то, что его тревожит, лучше не затягивать и обращаться к специалисту».

«Моя мама – советской закалки. Говорит, что все это от безделья». Поможет ли справиться трудотерапия?

Отвечает психотерапевт, врач-психиатр, основатель консультативно-психологического центра «Элементарно» Даниял Ибрагимов:

«Она может помочь временно отвлечься. Часто мои пациенты заняты активной и разноплановой работой, но все равно вновь вовлекались в эти навязчивые мысли. К сожалению, ОКР – это одно из тех расстройств, где я рекомендовал бы прежде всего обращаться к специалисту, самостоятельно можно лишь немного облегчить состояние».