Вот уже год российские миротворцы охраняют мир в Нагорном Карабахе. Тему продолжит специальный корреспондент «МИР 24» Максим Красоткин.
Это монастырь Амарас на востоке Нагорного Карабаха. Основан в IV веке и многое повидал. Триколор возле его стен и миротворцы – еще одна страница истории древней святыни.
«Паломники из Армении и отдаленных районов Нагорного Карабаха регулярно приезжают на службу сюда. Кроме этого, для сохранения исторической и культурной ценности в регионе российские военнослужащие постоянно проводят патрулирование прилегающей территории монастырского комплекса», – рассказал офицер Российского миротворческого контингента Сергей Калинин.
Миротворцы здесь лишь потому, что храм находится на линии разграничения. Сюда попадают по так называемому Лачинскому коридору – единственной артерии, которая после войны соединяет Армению с территорией Нагорного Карабаха. Только за прошедший месяц военные сопроводили по нему почти 80 автомобильных колонн.
Российские миротворцы появились в регионе, когда война вошла в самую горячую стадию. На ввод контингента согласились главы Азербайджана и Армении, посредником между ними был лично Владимир Путин. Втроем они составили текст общего заявления, которое, по сути, стало соглашением о перемирии. Там всего девять пунктов, но так значимых для жителей этих мест.
«Разговаривал с одним и со вторым лидером, выслушивал их требования, претензии к тексту, вносил какие-то изменения, связывался с другой стороной, выслушивал их пожелания и требования, потом консультировался с первой по поводу приемлемости этих положений для других партнеров. Но фактически это была равноправная, равноценная, трехсторонняя работа», – отмечал ранее президент РФ.
После прекращения огня миротворцы высадились в Карабахе в считанные часы. 1960 человек – именно столько нужно, чтобы контролировать эту территорию. Количество прописали в совместном обращении. Они встали на линии соприкосновения, поставили блок-посты и взяли под контроль ключевые дороги.
На территории бывшего аэропорта Степанакерта для миротворцев построили модульный военный городок. Полностью автономный, тут есть все для отдыха и службы: спортзал, кухня, столовая, казарма и кубрики. Помимо ежедневных дежурств на территории, – тренировки.
Миротворцы в Карабахе следят не только за тем, о чем договорились лидеры Армении и Азербайджана. Помогают восстанавливать коммуникации, ремонтировать школы, больницы и жилые дома. Развозят гуманитарную помощь.
Здесь при виде бронетехники под бело-сине-красным флагом никто не бежит в убежище. Вот миротворцы привезли в школу одного из городов на линии соприкосновения одежду, средства гигиены, бытовую технику и медикаменты.
А вот эта работа миротворцев меньше всего видна местным жителям. Близко просто не подпускают – опасно. За год российские саперы обезвредили 26 тысяч мин. Благодаря этому местным фермерам удалось посеять и собрать урожай. Правда, возить его пока некуда, кроме как по местным населенным пунктам.
«Наверное, самый сложный пункт касается не прекращения военных действий и территориальных изменений, а попытки найти выход из тупика, и это касается разблокирования транспортных коммуникаций. С моей точки зрения, этот пункт самый тяжелый, который до сих пор не выполнен», – сказал ведущий научный сотрудник МГИМО МИД России Сергей Маркедонов.
Речь идет о коридоре, который должен пройти по территории Армении и соединить западные районы Азербайджана и Нахичевань – территорию республики, зажатую между Арменией, Ираном и Турцией. Этот маршрут знаком еще с советских времен. Раньше по нему в Россию из Закавказья возили свежие фрукты, а обратно – мороженую тихоокеанскую рыбу.
«Он идет вдоль границы с Ираном и в целом, с точки зрения разблокирования транспортных коридоров, это будет серьезным прорывом для всех участников. Потому что сегодня нет сквозного железнодорожного сообщения между Россией и Ираном, и через Азербайджанскую железную дорогу это тоже может быть, потому что там есть точка стыка с Иранской железной дорогой», – пояснил старший научный сотрудник Центра постсоветских исследований ИМЭО РАН Станислав Притчин.
Еще предстоит определить статус Нагорного Карабаха. Пока это непризнанное даже Арменией образование на карте. Впрочем, у лидеров двух республик на это есть минимум пять лет – именно столько простоит тут российский миротворческий контингент. Если никто не будет против, то срок автоматически продлится еще на пять. Этого времени достаточно, чтобы обменяться картами минных полей и вернуть домой всех военнопленных. Решат ли проблему политики – вопрос, а вот солдаты точно разберутся со своей работой.
Отмечая годовщину пребывания в Нагорном Карабахе, российские солдаты на параде развернули стометровый триколор, напоминая, чей флаг принес на эту землю мир.
Подробнее в сюжете: Нагорный Карабах