Першит в горле и тошнит. Сегодня днем беженцы, застрявшие на границе Польши и Беларуси, попытались прорваться на польскую территорию и сломали забор. Силовики ответили жестко – слезоточивым газом и светошумовыми гранатами. Окатывали из водометов ледяной водой, передает корреспондент «МИР 24» Ольга Баранова.
Ситуация на границе немного успокоилась. Пока тут передышка. Все беженцы покинули территорию у польской «колючей» границы. Часть собрали вещи и направились в свой старый лагерь в лесу. Там чуть теплее, чем на асфальте у погранперехода, есть запасы дров, чтобы согреться. И уже подвезли новые.
Сейчас беженцы пытаются прийти в себя после попытки прорыва границы. Люди, доведенные до отчаяния, бросали камни, в ход шла и тротуарная плитка. Поляки в ответ бросали светошумовые гранаты, использовали слезоточивый газ и водометы. Обливали ледяной водой. На улице всего плюс один градус тепла. И многие беженцы уже болеют. Сейчас они обращаются за помощью к белорусским медикам.
«Они пустили газ, дышать до сих пор невозможно», – поделился беженец Харди.
«Нам очень тяжело. И дышать тяжело. Я не понимаю, почему с нами поступают, как с животными. Разве мы животные? Мы не животные, мы люди. Мы хотим лучшей жизни для себя и детей», – поделились беженцы Хало и Фаркад.
Госпогранкомитет Беларуси инициирует расследование. Действия Польши расценивает как насильственные в отношении граждан на территории другой страны. Сейчас на границе 23 польских военных. И, по словам министра обороны Беларуси, это нарушение Венской конвенции. При таком скоплении военных на госгранице стороны обязаны обмениваться данными и проводить консультации.
«Вызывался наш атташе в польское военное ведомство на прошлой неделе, где были предъявлены необоснованные обвинения в наш адрес. Было сказано, что наши военнослужащие нарушили их госграницу и вошли вглубь. Мы попросили, чтобы они предъявили факты – до сих пор этого нет. Мы со своей стороны пригласили их военного атташе, довели нашу позицию и попросили предоставить обвинительные факты и все-таки пойти на консультации и диалог. Диалога нет. В результате их военный атташе просто собрался и уехал: в отпуск или куда, не знаю», – рассказал министр обороны Беларуси Виктор Хренин.
Эскалация конфликта не нужна ни Беларуси, ни Евросоюзу. Минск и Берлин в этом единодушны. Накануне Александр Лукашенко эту тему обсудил с Ангелой Меркель, а сегодня – по телефону с Владимиром Путиным. Минск готов на помощь от других стран в урегулировании миграционного кризиса.
«Я в ближайшее время планирую с руководством Эмиратов переговорить, чтобы они подключились к решению этой проблемы. Тем более это мусульманское население, у них неплохое взаимопонимание между странами и между народами. Думаю, что Эмираты могли бы сыграть здесь значительную роль. Они уже принимали участие в развязке подобных вопросов в мире и работали с тысячами беженцев. Мы находимся с ними в постоянном контакте и они, насколько я понимаю, готовы подставить плечо», – отметил президент Республики Беларусь Александр Лукашенко.
Мининформ Беларуси осудил действия польских силовиков в отношении журналистов, которые работают на границе. Им понадобилась медицинская помощь. Они пострадали от польского слезоточивого газа и водометов. Мининформ считает, что Варшава препятствует работе журналистов и не заинтересована в объективном освещении событий.
Подробнее в сюжете: Беженцы в Европе