Роскомнадзор составил протокол в отношении популярного онлайн-кинотеатра за несвоевременное удаление мата в российской комедии, выпущенной в 2006 году. Означает ли это, что все стриминговые сервисы ждет большая чистка, а сериалы и фильмы с нецензурной лексикой на них исчезнут совсем, телеканалу «МИР 24» рассказал кинокритик Александр Голубчиков.
Александр Голубчиков: 15 лет назад было золотое время, когда кто-то уже знал про секс, но еще не все знали, что в кино можно выражаться нецензурно, и это был один из первых фильмов, где это стало применяться. Все закончилось лет семь спустя, когда все стали запрещать, и фильмам с нецензурной лексикой не давали прокатные удостоверения. В этот небольшой промежуток свободы и попал этот фильм.
Сам он не стоит того внимания, которое ему сейчас уделяется, но это забавный прецедент. 2006 год. Кто бы мог подумать, что кто-то еще помнит об этом фильме.
Что касается чистки, действительно, в последнее время это случилось после ряда громких заявлений. Платформы стали удалять у себя альтернативные матерные дорожки, поскольку в последнее время онлайн-кинотеатры считали, что есть возможность, поскольку нет необходимости получать прокатные удостоверения на фильмы, которые выходят на платформе, можно использовать в качестве манка для зрителей, которые могут получить альтернативную реальность, альтернативный контент тому, что показывают на федеральных каналах и в кино, поскольку мы мата не слышим, а на онлайн-платформах это получилось отдушиной. Ее закрыли достаточно быстро. За последний месяц, даже меньше, в очень многих сериалах, которые выходили на платформах, были удалены дорожки 18+, и единственная возможность теперь посмотреть кино на этих платформах – это запиканный контент.
Думаю, «Никто не знает про секс» – это тот случай, когда про фильм все давно забыли, кроме людей в Роскомнадзоре, и это был повод прицепиться, кто-то, может быть, случайно наткнулся на это кино.
- Существуют разные дорожки, разные переводы фильмов, разные версии. Кто-то выбирает именно версию с нецензурной лексикой, потому что считает, что странно, когда бандит разговаривает, как выпускник филфака МГУ. Сейчас не будет выбора у онлайн-кинотеатров?
Александр Голубчиков: К сожалению, у нас отняли возможность выбора: придется смотреть либо фильмы с запиканным контентом на легальных платформах, и, увы, уже без запикивания эти дорожки, если кто-то успел их записать и выложить на торренты. Мы не призываем, поскольку платформы зарабатывают на зрителях, и переориентировать зрителя на просмотр фильмов на нелегальных платформах – это немножко нечестно.
- Борьба с ветряными мельницами. Всегда есть полулегальные и нелегальные ресурсы, где все это можно посмотреть.
Александр Голубчиков: Такая опасность существует, конечно. На сегодня много студий, которые в прошлом работали на нелегальном рынке, их сегодня ангажировали платформы, им платят деньги, чтобы они более не выпускали свои переводы для нелегальных платформ. Это касается и «Кубик в кубе», с которым долго шел на эту тему конфликт, и ряд других. Получается, кто делает контент на высоком уровне, они вряд ли пойдут делать альтернативные дорожки и выпускать их онлайн. Им, конечно, не хочется терять уже существующий заработок в работе с платформами. Что касается новых студий озвучивания, наверное, для них это будет шанс показать себя.
- Какое наказание грозит онлайн-кинотеатру за мат и не тот возрастной ценз? На платформе фильм выходит с пометкой 16+, а фильмы на такую тему рекомендовано выдавать с пометкой 18+, даже если там нет эротических сцен.
Александр Голубчиков: В данном случае платформа MEGOGO не нарушала закон, поскольку фильму в 2006 году было выдано прокатное удостоверение, в котором была обозначена маркировка 16+. В соответствии с этим документом платформа и поставила ограничение. Никто не обязывает платформы пересматривать контент и смотреть, насколько он соответствует тому или иному возрастному рейтингу, который уже выдали на бумаге и дальше, казалось бы, придраться не к чему.
- Платформа собирается оспорить решение по возрастному цензу. Если из кино навсегда убрать литературно не очень цензурные слова, не пострадает ли смысл?
Александр Голубчиков: Мы уже сталкивались с этим: был период, когда особенно в авторском кино появилась свобода выражения, пускай в нецензурнй форме. Мы помним фильм «Да и да» Валерии Гай Германики и «Комбинат «Надежда»» Натальи Мещаниновой по сценарию Любови Мульменко, много было картин, которые выходили с матерной руганью. Но в какой-то момент от министра Мединского был спущен указ, и всем запретили. После этого мы не можем посмотреть фильм Натальи Мещаниновой «Комбинат «Надежда»», поскольку цензурной версии этого фильма не существует, поскольку снимали фильм о жизни глубинки, где по-другому не разговаривают, где невозможно себе представить, что подростки говорят на литературном языке: нет, они так не говорят.
То же самое сейчас случилось с сериалом «Пингвины моей мамы» той же Натальи Мещаниновой, в котором без нецензурной лексики, если все запикать, вообще непонятно, о чем говорят люди, потому что это быт, это жизнеописание, и у нас получается запрет на реальность, в том числе то, что касается запикивания и купирования нелитературного языка.
- Раньше ни в кино, ни по телевидению таких слов не было, но все эти слова знали. Нынешние дети тоже эти слова узнают не из кино.
Александр Голубчиков: Может быть, речь идет о пропаганде здорового русского языка, но из песни слов не выкинешь, стихи Баркова тоже можно найти и прочитать. Дети знают эти вещи гораздо лучше наизусть, чем оригиналы Пушкина.
- Эксплуатируется и тема секса. У нас начнут вырезать эротические сцены?
Александр Голубчиков: Хочется надеяться, что до этого не дойдет, хотя мы уже сталкивались с тем, что даже в фильмах с маркировкой 16+ и 18+ обнаруживали заблюренные части тела прелестниц и красавиц на заднем плане. Сейчас идет тенденция, что все платформы перестраховываются. Даже если их не будут штрафовать, есть другие аспекты, как их могут наказать рублем, в том числе через инвесторов и через людей, которые дают деньги на саму платформу, на съемки сериалов.
Подробнее в сюжете: Гости эфира