Миграционный кризис на границе Польши и Беларуси никак не заканчивается. Вот только к гуманитарной проблеме добавилась еще и транспортная. В этом убедилась корреспондент «МИР 24» Полина Срибненко.
Праздник не приходит – он задерживается. На белорусско-польской границе транспортный коллапс. К такому дальнобойщики готовы не были, продуктами не запаслись.
«Кругом растраты. За простой никто не платит. Рейс Дания – Москва выходит чуть ли не месяц. Уже глаза устали от фильмов», – сказал водитель-дальнобойщик Василий.
«За буквально 12 часов только больше километра проехал. Мы стоим. Условий практически никаких. Мы уже неделю здесь находимся», – поделился водитель-дальнобойщик Олег.
На погранпереходе «Берестовица» между Беларусью и Польшей многокилометровые очереди. Соседний и самый крупный – «Кузница» – поляки и вовсе закрыли.
«Выход на Польшу, ребята говорят, около шести часов. То есть ты оформился, ты можешь ехать, но ты не заезжаешь. Польская сторона не принимает. То есть ты шесть часов ожидаешь», – отметил водитель-дальнобойщик Александр.
Здесь могут оформить около 500 фур за день – на деле в два раза меньше. Графики поставок сорваны, мировые компании-перевозчики терпят убытки. Сутки простоя фуры обходятся минимум в 500 евро.
Через Прибалтику – Литву и Латвию – объезжать невыгодно – путь длиннее. Да и инфраструктура не потянет такого потока большегрузов. По сути, поляки перекрыли транспортный коридор между Европой и Евразийским экономическим союзом. Здесь проходит около 90 % грузов в Россию, Казахстан, Армению и другие страны.
И все это накануне Рождества и Нового года. Эксперты уже прогнозируют повышение цен на подарки и продукты к праздничному столу, если, конечно, их успеют доставить. В роли «похитителя Рождества» – Польша, которая грозится полностью закрыть границу с Беларусью. Через нее проходят не только автомобильные перевозки товаров, но и железнодорожные. А это уже совсем другие объемы. А пока главная причина коллапса – очень тщательный досмотр на польской таможне.
«Учитывая критическую ситуацию, инциденты с мигрантами, каждую машину проверяют. И более того, проверяют также машины на территории Польши. Есть такие блокпосты, которые останавливают машины и проверяют. Это все удлиняет перевозку», – отметила заместитель операционного директора по автомобильным перевозкам Наталья Шемякина.
Кризис транспортный – логичное продолжение кризиса миграционного. В лагере для беженцев у белорусско-польской границы по-прежнему около двух тысяч человек. К ним приехал Александр Лукашенко.
У этой женщины из Ирака пропали пять членов семьи. Буквально за сутки родственников беженки нашли. Один из них в Германии, остальные в польском лагере. Но Лукашенко признался: он может решить не все проблемы.
Немецкий канцлер не раз общалась с президентом Лукашенко по телефону. Меркель просила отправить хотя бы часть людей на родину. Минск просьбу выполнил. Все, кто захотел, а это больше тысячи человек, уже улетели. А вот ЕС не выполняет договоренности. Польша не спешит открывать гуманитарный коридор для тех, кто возвращаться не желает.
«Мерзавцы! Они семьи не хотят воссоединить. Это же мирные нормальные люди. Если они, и немцы, и поляки, меня сегодня не услышат, я не виноват. Мы будем делать с вами все, чтобы выполнить ваши пожелания. Это не популизм. Если мы сейчас не решим в Беларуси проблему беженцев, она будет на порядок мощнее. Мы понимаем, что сюда хлынет огромное количество беженцев. И сдержать их на границе будет невозможно», – заявил президент Беларуси.
Лагерь для беженцев, конечно, не гостиница с удобствами. Но все необходимое есть: еда, вода, спальные места и даже баня. Как живут здесь люди, еврочиновники видят. Приезжают регулярно. Больше всех помогла Всемирная организация здравоохранения: туалетной бумагой и зубной пастой. Финансовую помощь выделил и Красный Крест.
«260 тысяч отжалели. Мы три дня назад считали, я губернатору говорил. Мы затратили на все эти мероприятия $12,5 миллионов», – возмутился Лукашенко.
«Может, польское правительство услышит его. Мы страдаем», – сказала беженка из Ганы Мариам.
Польское правительство собирается строить стену вдоль рубежа. Правда, Европарламент эти планы не одобрил. Варшава получает от ЕС почти $115,5 миллионов на охрану границы. И забор в этот прейскурант не входит.
Беженцы тем временем продолжают ждать решения политиков. И рискуют встретить Новый год в своем временном убежище.
Подробнее в сюжете: Программа Вместе