Как вести бизнес в ЕАЭС, противостоять пандемии и санкциям. Эти вопросы обсуждают в Москве, где проходит Евразийский конгресс, передает корреспондент телеканала «МИР 24» Максим Красоткин.
Сегодня на конгрессе обсуждают довольно понятные и назревшие за шесть лет существования Евразийского союза вопросы. Например, как заинтересовать бизнес, чтобы он участвовал в интеграционных процессах, то есть создавал больше совместных предприятий и сервисов, которые бы были доступны на всем пространстве Союза. И как не только экономически связать страны между собой.
Как сказал российский премьер Михаил Мишустин, странам ЕАЭС необходим общий транспортный каркас, который включал бы в себя автомобильные, железные дороги и морские пути. Это было бы выгодно государствам, у которых нет выхода к Мировому океану. Кроме того, развитие направлений с севера на юг и с востока на запад сделало бы пространство ЕАЭС важнейшим коридором из Китая в Европу, да и внутри самого объединения открыло бы больше возможностей для путешествий людей и перемещения товаров.
«Россия, Казахстан и Китай приступили к реализации международного транспортного коридора «Европа –Западный Китай». В рамках него уже строится автомагистраль Казань – Москва с выходом на Балтику и Северную Европу. Начинаем подготовку к сооружению автодороги «Меридиан», которая пройдет от границы с Казахстаном через восемь субъектов Российской Федерации и далее в Белоруссию и Центральную Европу», – сказал Мишустин.
Говорят, Евразийский союз вошел в этап взросления. Ему необходимы новые проекты, а чтобы ими начали заниматься, нужны дополнительные структуры. И речь тут не об усилении бюрократии. Каждому проекту нужен куратор, уверен запред Евразийского банка развития Тигран Саркисян.
«На первом этапе становления Евразийского экономического союза мы сформировали законодательный нормативный каркас для реализации четырех свобод – свободы перемещения товаров, рабочей силы, услуг и капитала. Теперь же, на втором этапе интеграционного процесса необходимо запускать проекты, которые имеют сильную мотивацию к интеграции. Необходимо сейчас акцентировать внимание на институты, которые могут стимулировать интеграцию, на институты, которые запускают такие проекты», – отметил Тигран Саркисян.
«Торговля в национальных валютах – тоже очень важный знак того, что интеграционные процессы крепнут», – подчеркнул председатель правления Евразийского банка развития Николай Подгузов.
Несмотря на то, что Евразийский союз даже превысил допандемийные показатели по экономике, ситуация с коронавирусом, как и санкции в отношении отдельных стран, тормозит объединительные процессы. Этот вопрос тоже подняли на конгрессе.
«Тут верна известная пословица «Своя рубашка ближе к телу». У бизнеса есть опасение, что поддержка соседей, других государств в противодействии санкциям может отразиться на этой стране. Но есть и понимание, что сообща решать такие проблемы намного легче», – сказал председатель Исполкома СНГ Сергей Лебедев.
Куда же без экологической повестки. Ее обсудили тоже. На пространстве ЕАЭС будет создана единая система климатического регулирования. И это не общие слова о парниковых газах. Работа по снижению выбросов может сделать предприятия более технологичными.
Конечно же, не забыли и о цифровизации. Сейчас для граждан пятерки стран ЕАЭС доступны два приложения. Одно помогает в поиске работы, другое в путешествиях. Но сейчас есть потребность в целой системе сервисов, которые помогали бы перемещаться между государствами и вести бизнес на всем пространстве Евразийского союза.
Подробнее в сюжете: 10 лет ЕАЭС