12 декабря исполняется 80 лет со дня рождения советского и российского актера и режиссера театра и кино, сценариста, Народного артиста РСФСР Виталия Соломина, которого весь Советский Союз запомнил по звездной роли доктора Ватсона в многосерийном фильме «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона».
В честь юбилея любимого актера рассказываем о том, как сложилась судьба Виталия Соломина, почему его нос чуть не навредил доктору Ватсону и чем его улыбка так манила тысячи поклонниц.
Виталий Соломин родился 12 декабря 1941 года в Чите. Родители его были музыкантами и музыкальными педагогами. Отец Мефодий Викторович был выдающимся скрипачом и дирижером, играл на многих струнных инструментах. Мать Зинаида Ананьевна была виртуозной пианисткой. У нее также был прекрасный голос, но потом женщина переболела пневмонией с осложнением на слух, и с пением, а также с профессиональной карьерой пианистки пришлось покончить. Она занялась преподаванием музыки. Родители много работали: в музыкальной школе, театре, Доме пионеров, Доме народного творчества.
В детстве Виталия Соломина воспитывала в основном бабушка по маминой линии Сарра Савельевна. Ее мужа репрессировали и расстреляли в 1937 году, и она переехала в семью дочери. Семья проживала в двухэтажном деревянном доме на Ленинградской улице, где у них была однокомнатная квартира на первом этаже. Так и жили впятером в одной комнате: в тесноте, но дружно и весело. Потом их стало шестеро: мама привела в семью девочку-сироту Веру Овчинникову, которая осталась у них жить. Культурным работникам тогда платили мало, и жила семья бедно, особенно в военное время. Но хлеб, гаоляновая каша и соленые огурцы были всегда. А по праздникам жарили картошку с луком и ели селедку.
«Одно из ярких воспоминаний детства – окна в нашем доме, – рассказывал в одном из своих интервью Виталий Соломин. – Между двойными рамами закладывали вату, украшенную осколками елочных игрушек. Окна не по-сибирски большие, а ведь мороз там жуткий! Идешь за водой – не дай Бог ее разлить и наступить в лужу. Нога тут же примерзнет!».
Виташа (так звали в семье младшего сына) был заводным, шустрым и капризным ребенком. Много времени он проводил с братом Юрием, который был старше на 6 лет и даже в детстве отличался рассудительностью и ответственностью: гулял с братом, катал его на санках, а когда тот подрос, помогал ему делать уроки. В детстве «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона» были одной из самых любимых книг братьев. Однако Виталик представлял себе Ватсона маленьким толстеньким человеком. Что, к слову, было полной противоположностью ему самому. Позже Виталий Соломин рассказывал:
«В детстве я сразу многим хотел заниматься: несколькими видами спорта плюс еще играл в драмкружке и, мечтая о карьере певца, собирал различные ансамбли, репетировал. Время было забито, но творить всевозможные безобразия успевал, например, таскал огромные сочные огурцы со школьного огорода. По-разному хулиганил».
Родители-музыканты очень хотели, чтобы сыновья также связали свою жизнь с музыкой, но мальчишки отказались проводить по много часов за инструментом.
Когда Виталий Соломин уже стал знаменитым актером, он искренне жалел, что его карьера музыканта так и не состоялась. И даже иногда по-доброму пенял своей матери: мол, ну что же ты тогда не настояла!
Пока Виталий Соломин после смерти отца не увез маму в Москву, он бывал на своей малой родине – приезжал туда с женой. «В Витале самоирония какая-то была, кураж. Он был простой и понятный. Я его очень любила», – так отзывалась об актере подруга его мамы, рассказывая, как забегал к ней знаменитый актер, бывая в Чите.
После школы Виталий Соломин хотел поступать в театральное училище по стопам брата. В то время Юрий Соломин уже стал известным актером. Однако первая попытка пройти прослушивание не увенчалась успехом. Вот как рассказывал об этом Юрий Соломин:
«В тот год, когда Виталий закончил школу, был набор – в Сибирь поехали театральные педагоги, чтобы набрать людей в первый тур. Мне позвонила мама из Читы и, заплаканная, сказала, что Виталия не принимают. И тогда я сказал, чтоб он приезжал в Москву. Я уже был артистом, три года преподавал в училище, играл какие-то роли. И вот Виталия погрузили в поезд. Мы с женой его встретили. Жили мы тогда в общежитии. Поселили мы его к себе, потому что больше вариантов и не было».
В Москве старший Соломин стал активно готовить младшего брата к экзаменам в Высшее театральное училище им. Щепкина при Малом театре. Поэтому Виталий на этот раз прошел по конкурсу и поступил в класс Народного артиста СССР Николая Анненкова. Его педагогом на все время учебы стал Борис Казанский. На одном курсе с ним учились Олег Даль, Виктор Павлов и Михаил Кононов.
Уже на втором курсе молодого актера стали приглашать для участия в постановках Малого театра. Об этом театре Виталий мечтал, еще учась в школе. Не удивительно, что после окончания театрального училища он вышел на сцену Малого театра. Талантливого молодого человека уже не держали в массовке, он быстро вошел в число артистов «первого эшелона».
Из его театральных работ раннего периода особым успехом пользовался спектакль «Твой дядя Миша», где артист играл сразу две роли. Позже актер сыграл множество ролей классического репертуара. Среди них Ипполит в спектакле «Не все коту масленица», Чацкий в «Горе от ума», Фиеско в «Заговоре Фиеско в Генуе», Хлестаков в «Ревизоре», Протасов в «Живом трупе» и многие другие. Малому театру Виталий Соломин оставался верен до конца своих дней. Лишь однажды он на два года ушел работать в театр Моссовета, но вскоре вернулся на родную сцену.
В кино Виталий Соломин начал сниматься с 1963 года, сразу по окончании театрального училища.
Киногерои Виталия Соломина разительно отличались от тех образов, которых пачками штамповал советский кинематограф. В них не было идейности, трудового энтузиазма, героизма, твердой «жизненной позиции». Его герои заняты глубоко человеческими, личными проблемами. Молодой Виталий Соломин, возможно, сам того не желая, стал настоящим певцом частной жизни во всей ее глубине и неоднозначности.
Таким он предстает в фильмах «Женщины», «Старшая сестра» и «Бабье царство».
Но настоящий всесоюзный успех принесла Виталию Соломину роль доктора Ватсона в фильме «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона». А ведь худсовет сперва чуть не «зарубил» его кандидатуру: мол, где ему играть англичанина с таким курносым носом!
Режиссеру пришлось в качестве аргумента предъявить фото Соломина с усами, а рядом –фото самого автора бессмертного произведения, сэра Артура Конан Дойля. Сходство было разительным! Это решило дело, и роль доктора Ватсона досталась Виталию Соломину.
Фильм этот очень полюбился зрителям. До сих пор многие готовы смотреть и пересматривать его заново.
Секрет видимо, в том, что в этой роли раскрылись все грани тонкого, комического дарования актера. Лишь кажется, что Виталий Соломин играет настоящего, серьезного и положительного английского джентльмена (безупречные манеры, фирменная невозмутимость, усы, твид, салфетка, овсянка). На самом деле, его доктор Ватсон – это очень качественная пародия на настоящего английского джентльмена. Может быть, именно поэтому фильм и имел такой колоссальный успех.
После выхода первой серии успех фильма был так очевиден, что начали готовить к экранизации следующий рассказ о Шерлоке Холмсе. В результате на протяжении целых семи лет вся страна наблюдала за продолжением приключений героев Конан Дойля. Даже сами англичане назвали этот сериал одной из лучших экранизаций истории про гениального сыщика. А в начале XXI века недалеко от Британского посольства был установлен памятник Шерлоку Холмсу и доктору Ватсону, в которых легко угадываются актеры Василий Ливанов и Виталий Соломин.
Благодаря своему комедийному дару, пластичности и музыкальности, Виталию Соломину блестяще удавались роли в экранизациях классических оперетт. В фильмах «Сильва» и «Летучая мышь» режиссера Яна Фрида в полной мере использован комический талант актера, который привносил легкость и шуточность во все сцены, где он снимался.
Правда, эти яркие искрометные кинообразы чуть не сыграли с актером злую шутку: для широкой публики они могли совсем заслонить собой Виталия Соломина как драматического актера.
Если бы не режиссер Игорь Масленников, который, сняв актера в роли Ватсона, готов был приглашать его чуть ли не в каждый свой проект. Он знал глубокий драматический дар Виталия Соломина и сам позвонил ему, когда начал снимать свой культовый фильм «Зимняя вишня».
Правда, первоначально на главные роли в этой пронзительной мелодраме были утверждены Сергей Шакуров и Наталья Андрейченко. Однако актриса в последний момент сниматься отказалась: у нее начался бурный роман с Максимилианом Шеллом, и она просто не явилась на съемки.
Вместо нее роль была доверена молодой актрисе Елене Сафоновой. Они с Шакуровым даже успели сняться в нескольких сценах, которые так и вошли в киноленту. Например, в эпизоде поцелуя на рыбалке зритель видит именно его ноги. Но потом Шакуров отказался от роли, сказав режиссеру, что с Еленой Сафоновой у него не получается необходимой «химии», без которой любовь на экране не будет достоверной. Так бывает.
И вот тут-то Игоря Масленникова посетило озарение: прямо ночью он позвонил Виталию Соломину. К счастью, актер согласился, и с этого момента съемки шли идеально! Соломин всегда отличался невероятным трудолюбием, самоотдачей и умел выстраивать самые добрые отношения со всей съемочной группой.
В итоге фильм имел оглушительный успех! Он так полюбился зрителям, что в 1990 и 1995 годах вышли вторая и третья части, которые развили романтическую историю героев.
Правда, для самого актера роль Вадима оказалась в чем-то и грустной, и горькой: слишком много в нем самом было от этого экранного образа. Будучи прекрасным семьянином, горячо любя жену и дочерей, Виталий Соломин, тем не менее, был очень влюбчив. Длительные романы в разное время связывали его и с актрисой театра и кино Еленой Цыплаковой, и со звездой фильма «Спортлото-82» Светланой Амановой.
Состояние влюбленности было актеру просто необходимо, оно поддерживало в нем творческий непокой, азарт к жизни, желание всегда идти к вершинам мастерства, восхищать и покорять сердца.
Виталий Соломин был женат дважды. Правда, свой первый брак с актрисой Натальей Рудной он сам считал ошибкой. Они были так непохожи. Он – провинциальный юноша из Сибири, тогда еще не ставший своим в столице. Она – дочь знаменитого журналиста и писателя, представительница «золотой молодежи», окруженная поклонниками. Их союз распался очень быстро.
Со второй женой Марией Леонидовой, которая стала его верной подругой на всю жизнь, актер познакомился на кинопробах фильма «Городской романс». Причем Мария не была профессиональной актрисой, она попала туда случайно: прямо на улице ее увидела ассистент режиссера Петра Тодоровского и пригласила попробоваться на роль.
Виталий Соломин в то время был уже известным актером, а Мария училась в Ленинградском художественном училище. Тем не менее ее утвердили на роль, а его нет. Но Мария и Виталий очень понравились друг другу. Актер стал ездить к ней в Ленинград, с размахом ухаживал, засыпал цветами, водил в рестораны и театры. Потом они поженились, и Виталий Соломин увез молодую жену в Москву. Но и в течение всей жизни актер не переставал баловать жену, часто дарил ей цветы и, будучи в целом серьезным и сдержанным человеком, мог внезапно устроить на пустом месте шумный праздник.
Мария после этого снялась в кино лишь однажды – в очередной серии «Приключений Шерлока Холмса», где она играла вместе с мужем. Друзья семьи рассказывали, что Виталий Соломин не разрешил жене больше сниматься в кино, поскольку опасался, что во время съемок за ней, очень красивой женщиной, будут ухаживать другие мужчины. Ведь первый его брак развалился во многом по этой причине.
Мария работала впоследствии художником-модельером в Доме моделей и участвовала в выпуске модных журналов. Когда обе их дочери были уже достаточно взрослыми, Виталий Соломин часто брал жену с собой на гастроли или съемки. Они были очень хорошей, дружной парой. Даже узнав о романах мужа, Мария не смогла уйти от него, за что впоследствии он был ей очень благодарен.
О Виталии Соломине его жена рассказывала так:
«Он был из породы молчунов. На людях веселился, шутил, казался душой компании. А дома часто бывал скуп на слова, погружен в себя. Я не лезла с расспросами. Он был очень обязательным человеком, не любил болтунов и часто бывал негибким по отношению к другим, не таким педантичным, как он, людям. Из-за этого у некоторых складывалось впечатление, что у Виталия тяжелый характер. А мне с ним было легко».
«Герои Виталия Соломина умеют улыбаться. Как никто. Как Чеширский кот – но при этом очень надежный, правдивый, искренне ваш и больше ничей, устанавливающий с адресатом тайную, глубоко личностную, заговорщицки интимную связь». Это строки из книги писателя, публициста Лидии Шитенбург.
Вот эта фирменная «чеширская» улыбка Виталия Соломина, которая, как известно, не гарантирует присутствия ее обладателя, и остается послевкусием после просмотра почти всех фильмов с участием актера.
Но далеко не все знают, что все время, пока великий актер снимался в кино, он не переставал участвовать и в постановках Малого театра. И не только как актер: еще с 70-х Виталий Соломин начал пробовать себя в режиссуре. Его постановки «Живой труп» по пьесе Льва Толстого и «Мой любимый клоун» по повести Василия Ливанова были высоко оценены критиками. Виталий Соломин всегда работал на пределе своих возможностей. Кроме спектаклей в Малом, он вел курс студентов во ВГИКе, ездил по стране с антрепризой, снимался в кино. И это – несмотря на гипертонию и уже совсем не юный возраст.
Виталий Соломин рано ушел из жизни. Ему было всего 60 лет, когда 24 апреля 2002 года прямо на сцене любимого Малого театра у него случился инсульт.
В этот день он играл главную роль в мюзикле «Свадьба Кречинского». То, что раз за разом вытворял Виталий Соломин в этой постановке, поражало воображение. Он пел, танцевал и даже садился на шпагат! Правда, в тот день он едва доиграл первое отделение.
Еще утром Виталий Соломин почувствовал недомогание. Он всю ночь ехал на машине, возвращаясь из Прибалтики в Москву,. днем провел занятия во ВГИКе, а вечером перед выходом на сцену впервые пожаловался коллегам на плохое самочувствие. К концу первого акта партнерам по спектаклю стало понятно, что Виталий Соломин едва держится на ногах. «Дали занавес, и тут впервые я увидел, что он не может говорить. Его отнесли в гримерную, и он сказал: Саш, я не чувствую своей левой стороны. Вот характер!», – рассказывал потом актер Александр Потапов.
Виталий Соломин всегда говорил, что завидует Мольеру и Андрею Миронову. Оба умерли на сцене театра. Можно сказать, что и его самого постигла та же участь. Прямо из театра Виталия Соломина увезли в больницу, из которой он больше не вышел.
Подробнее в сюжете: Новости кино