«Как мне жить, чтобы не быть виноватым?»
В МХТ им. Чехова в рамках «Лаборатории режиссерских дебютов» премьера спектакля по произведению Михаила Чехова «Моя жизнь». Постановка у Сергея Тонышева вышла щемящая сердце, будоражащая душу и пробуждающая сознание. На глазах у зрителя открываются тайны поступков людей и их поведения в целом. Мы видим внутренние психологические процессы, на которые в обыденной жизни почти никогда не обращаем внимания.
Мисаил нарушает традиции дворянского сословия и становится рабочим, навлекая тем самым на себя гнев отца. Но мы не знаем, что толкнуло главное действующее лицо на этот поступок. Все это как бы остается «за кадром». Лишь в конце мы увидим, к чему на самом деле этот человек стремился всю свою жизнь.
«Искусство дает крылья и уносит далеко-далеко! Кому надоела грязь, мелкие грошовые интересы, кто возмущен, оскорблен и негодует, тот может найти покой и удовлетворение только в прекрасном…»
Как человек себя ощущает? Кем он видит себя в этой жизни? Картина мира – загадка и, чтобы хоть как-то ее понять, нужно познать прежде всего самого себя, а уже потом отношения с другими людьми и смысл существования. Невозможно сделать ничего полезного для других, если не знаешь, чем конкретно ты можешь помочь. В этом плане, кстати, Маша – жена Мисаила, быстрее находит свое предназначение. Она видит его в искусстве и полностью отдает себя этой деятельности, жертвуя семьей. И это, как ни странно, ни хорошо и не плохо. Таков ее выбор.
Повествование в спектакле ведется преимущественно от первого лица. Но Сергей Тонышев блестяще чувствует текст Чехова и разбивает его очень четко – по фразам, по звукам, по действию… И самое интересное здесь, безусловно, наблюдать за внутренним миром Мисаила и его течением мыслей.
«Делать добро или зло, каждый решает сам за себя, не дожидаясь, когда человечество подойдет к решению этого вопроса путем постепенного развития…»
Но основное действующее лицо тут все-таки – время! Все течет, все изменяется, все движется. Нет ни минуты покоя. И это, пожалуй, главное испытание для всех персонажей. Вот и сам режиссер отмечает: «Это невероятная повесть Антона Павловича, глубокая, философская. С ней я встретился еще в тот момент, когда только поступал в ГИТИС, тогда же и замыслил спектакль, поступил с этим замыслом, он прожил четыре года, живет до сих пор. Наша жизнь удивительно быстротечна, порой неуловима, зачастую мы теряем связь наших поступков и того, что с нами случается, боимся стоять на своем или уступить, заблуждаемся, малодушничаем, а жизнь идет. У Чехова главный герой – время, оно испытывает человека: останется что-то или все пройдет? Про это и наш спектакль».
Способен ли человек сам управлять своей жизнью или может лишь плыть по течению? И какова роль отдельно взятого персонажа в истории? Может ли один изменить то, что годами складывали миллионы людей?
«В семейной жизни не одни радости, но и страдания. Без этого нельзя…»
У каждого героя свои мысли, свои чувства, свои представления о жизни. Но отец не хочет мириться с тем, что дети его давно выросли и хотят жить иначе. И если дочь поначалу все время рядом с отцом, то в один прекрасный момент и ее терпения не хватает. И вот она уже кричит, что тоже человек, что хочет жить, как ей нравится, играть в театре, любить… Плохо ли, хорошо ли, но жить по велению собственного сердца, а не по наставлению отца! Полная ее противоположность – Маша Должикова (Елизавета Ермакова), ставшая женой Мисаила. Она, кажется, напротив, откровенно противоречит отцу и кажется абсолютно свободной. Может, оттого и понравилась она так брату Клеопатры?
«Душа у праведного белая и гладкая, как мел, а у грешного как пемза…»
Особо хочется отметить сценографию Юлианы Лайковой. Декорации просты, лаконичны, нет ничего лишнего. Вдалеке свечи, в центре внимания – стена церкви, над которой работают маляры. Сначала она закрыта черной тканью, затем ее срывают, и мы видим белую стену, а в финале в центре красуется образ Троицы… И это удивительное преображение созвучно тому, что происходит в душе человека, тому, к чему нас постепенно ведут авторы постановки. И вообще черное и белое здесь не выполняет своей привычной функции, не делит персонажей на плохих и хороших, а, скорее, отражает настроение.
«Кто боится и избегает любви, тот не свободен…»
Удастся ли Мисаилу отстоять свое право на свободу от общественных предрассудков? Что значит свобода от общественного мнения и кому она нужна? Каждый ли имеет право на самоопределение? Кто должен решать, как жить человеку? И что делать, если окружающие не разделяют твою точку зрения?
Фото предоставлены пресс-службой МХТ им. Чехова
Подробнее в сюжете: Театр