Существующий спектр угроз военной безопасности в зоне ответственности Организации Договора о коллективной безопасности, несмотря на принимаемые меры, остается достаточно широким. Это и нарастающее военно-политическое давление коллективного Запада, которое прикрывает усиление ударно-наступательного потенциала Североатлантического альянса и расширение военного присутствия США в Восточной Европе, и традиционно неспокойный Кавказский регион, где ключевое значение сохраняет урегулирование армяно-азербайджанского конфликта.
Особую тревогу при этом вызывает сложившаяся ситуация на границе Центрально-Азиатского региона, которая оказалась в центре всеобщего внимания после недавнего резкого изменения военно-политической обстановки в соседнем Афганистане. Чем сегодня характеризуется положение дел в этом регионе коллективной ответственности и как оно отражается на совершенствовании системы коллективной безопасности стран организации, в интервью «Красной звезде» рассказал начальник Объединённого штаба ОДКБ генерал-полковник Анатолий Сидоров.
Анатолий Алексеевич, динамика событий и специфика каждого из регионов ответственности ОДКБ, очевидно, находят прямое отражение в подходах к совершенствованию потенциала кризисного реагирования. Чем сегодня обусловлена обстановка в регионе Центральной Азии и какие угрозы безопасности для стран организации она несёт?
Основным источником нестабильности в Центрально-Азиатском регионе коллективной безопасности на протяжении долгого времени оставалась обстановка внутри и вокруг Исламской Республики Афганистан, которая в этом году характеризовалась стремительным захватом власти представителями движения «Талибан»* на фоне поспешного вывода войск западной коалиции. Приход к власти талибов актуализировал угрозу использования международными террористическими организациями и другими деструктивными силами афганских территорий в качестве базы для дестабилизации ситуации в сопредельных государствах. Как подсказывает ближневосточный опыт, распространение идеологии международных террористических группировок выходит далеко за пределы границ тех или иных стран, меняя геополитический ландшафт целых регионов. Кроме того, отдельную озабоченность вызывает формирование подпольного рынка оружия в Афганистане, оставленного войсками США, которое может бесконтрольно распространяться по миру. Наряду с этим увеличение наркопроизводства и рост наркотрафика за пределы этой исламской республики также будет способствовать обострению криминогенной обстановки в регионе.
Известно, что в середине этого года оперативная группа во главе с вами побывала непосредственно на таджикско-афганской границе, на месте оценив обстановку и отработав возможные сценарии развития событий. Какие из принятых решений перешли в стадию реализации?
В июле 2021 года оперативная группа в составе представителей Объединенного штаба, Секретариата ОДКБ, Генерального штаба ВС РФ, Воздушно-десантных войск и Центрального военного округа организовала большую работу с выездом в Республику Таджикистан, где провела мониторинг обстановки на таджикско-афганском приграничье. На основе этих данных готовились предложения по совместным мерам в формате ОДКБ в целях обеспечения коллективной безопасности в регионе. Специально был организован вылет и практическая работа на наиболее ответственных участках государственной границы Таджикистана с Исламской Республикой Афганистан. Эта работа велась в тесном взаимодействии и при полном взаимопонимании со стороны военно-политического руководства республики. Могу сказать, что по ее итогам подготовлены и направлены в адрес генерального секретаря ОДКБ и председателя Военного комитета, начальника Генерального штаба Вооруженных Сил РФ – первого заместителя министра обороны РФ конкретные предложения. Помимо мер политико-дипломатического характера, они касаются применения сил и средств системы коллективной безопасности ОДКБ для демонстрации решимости действий по обеспечению национальной безопасности, суверенитета и территориальной целостности Таджикистана. Также детально были проработаны вопросы оказания республике военно-технической помощи и формат гуманитарного реагирования в случае притока беженцев с территории Афганистана.
Кроме того, для своевременного реагирования на возможное обострение ситуации Центром кризисного реагирования ОДКБ совместно с оборонными ведомствами государств – членов ОДКБ Центрально-Азиатского региона в настоящее время ведётся мониторинг обстановки на таджикско-афганском приграничье.
Вы сказали, что предложения касались в том числе применения сил и средств системы коллективной безопасности ОДКБ. Как в текущем году это отразилось на планах совместной боевой подготовки Коллективных сил?
С учетом новых вводных совместная подготовка в 2021 году была нацелена на противодействие внешним вызовам и угрозам ОДКБ в регионах коллективной безопасности, прежде всего связанных с наличием неурегулированных конфликтов в сопредельных с зоной ответственности организации государствах. При этом мы не исключали вероятность вторжения или проникновения на территорию государств – членов ОДКБ вооруженных бандформирований и боевиков международных террористических организаций. Поэтому основной акцент был сделан на Центрально-Азиатский регион. Вместе с тем мы не отступали от положений основных планирующих документов и сложившейся практики совместных мероприятий оперативной и боевой подготовки на едином фоне военно-политической и военно-стратегической обстановки, которые были разработаны Объединенным штабом совместно с оборонными ведомствами государств – членов ОДКБ. А именно в рамках запланированного оперативно-стратегического учения «Боевое братство – 2021» в сентябре–ноябре мы провели пять совместных специальных учений, охватывающих Центрально-Азиатский регион коллективной безопасности. При этом практические действия отрабатывались преимущественно на территории Таджикистана, за исключением совместного учения с Коллективными силами быстрого развертывания ЦАР «Рубеж-2021» и замыкавшего серию спецучений «Нерушимого братства – 2021», которое прошло в ноябре на российской территории. И на каждом этапе отрабатывались вопросы последовательного применения компонентов Коллективных сил ОДКБ, начиная от совместной операции по локализации приграничного вооруженного конфликта и заканчивая постконфликтным урегулированием в ходе миротворческой операции. Важно отметить, что в рамках учений создавалась обстановка, приближенная к реальной, характеризующаяся нарастающими угрозами с афганского направления.
Приближена к реальной, значит, рассматривается в числе вероятных сценариев развития если не текущей обстановки, то ближайшего будущего. Напомните тогда, какие конкретные задачи отрабатывались
в рамках этих учений?
На совместном учении «Рубеж-2021» в Кыргызстане, в частности, отрабатывали вопросы подготовки и ведения боевых действий по уничтожению незаконных вооруженных формирований, вторгшихся на территорию одного из государств – членов ОДКБ. В ходе спецоперации были апробированы действия танковых подразделений на основе современного опыта применения танков и боевых машин способами «сирийский вал», «танк-снайпер», «танк-кукушка». Практически отработано применение воздушно-поисковых штурмовых групп, в состав которых вошли как военнослужащие разведывательных подразделений, так и подразделений специального назначения вооружённых сил Кыргызстана и России. В ходе активной фазы на практике апробировали положения основ подготовки и применения Коллективных сил быстрого развертывания Центрально-Азиатского региона и новую структуру командования. На учении с Коллективными силами оперативного реагирования на полигоне Харбмайдон на территории Таджикистана мы провели совместную операцию по блокированию и уничтожению боевых групп и отрядов условных незаконных вооружённых формирований, а также восстановлению контроля на участке государственной границы. Для разведки применялись беспилотные летательные аппараты, после чего удары по скоплениям боевиков наносила авиация, а блокирование, зачистка и освобождение населённого пункта от «боевиков» были поручены группам спецназа национальных контингентов в составе КСОР. На фоне общей оперативной обстановки в комплексе также были проведены два специальных учения: с силами и средствами материально-технического обеспечения войск ОДКБ «Эшелон-2021» и с силами и средствами разведки «Поиск-2021». В рамках первого на приграничном полигоне Харбмайдон была развёрнута полноценная инфраструктура в интересах обеспечения многонационального контингента войск – с размещением личного состава, парка техники, пунктами ГСМ и складами боеприпасов. В процессе «Поиска» действия разведподразделений стран ОДКБ были направлены на локализацию приграничного конфликта, включая блокирование и уничтожение «бандгрупп» при выполнении специальных задач.
Опыт современных войн диктует необходимость совершенствоваться не только тактически, но и технически. Какие новые комплексы и системы вооружения, представленные на учениях, привлекали внимание?
В этом году таких примеров было немало. В ходе совместного учения с КСОР ОДКБ «Взаимодействие-2021» задействовались переносные зенитные ракетные комплексы «Верба», которые хорошо зарекомендовали себя в боевой обстановке, показывая высокую эффективность в борьбе с низколетящими малоразмерными воздушными целями. Уничтожение условного противника также велось огнем из реактивных пехотных огнемётов повышенной дальности и мощности РПО-ПДМ-А.
При выполнении специальных задач на полигоне Харбмайдон были задействованы маневренные группы РЭБ, которые использовали комплекс радиоэлектронной борьбы «Леер-3», способный вскрывать скопление мобильных терминалов сотовой связи, блокировать абонентов с последующей передачей целеуказаний на их огневое поражение. Ещё с одной задачей по прикрытию военной техники от поражения ударных беспилотников и препятствию воздушной разведке маневренные группы РЭБ успешно справлялись с применением средств радиоэлектронной борьбы, в том числе модуля радиопомех «Поле-21», комплекса противодействия БпЛА «Силок-02» и ручного комплекса «Гарпун-3», а также комплекса технической разведки «Свет-КУ».
При отработке эвакуации раненых и поврежденной техники в рамках совместных учений в этом году впервые использовался хорошо зарекомендовавший себя в реальной боевой обстановке бронированный санитарный автомобиль «Линза», продемонстрировав нашим коллегам по ОДКБ высокую защищенность и достойную проходимость, что позволяло эвакуировать раненых из районов с плохой транспортной доступностью. А на совместном учении с Миротворческими силами ОДКБ «Нерушимое братство – 2021» в Казани были показаны действия подразделений военной полиции на новейшем бронированном специальном автомобиле «Патруль».
Внимание в Объединенном штабе уделяется и созданию совместной системы подготовки кадров для вооруженных сил государств – членов ОДКБ. С какими результатами в этом направлении вы завершаете год?
Если обратиться к цифрам, то на сегодняшний день совместной подготовкой охвачено более 2600 военнослужащих по 733 специальностям. А всего за годы сотрудничества в военных учебных заведениях государств – членов ОДКБ, в том числе в базовых организациях, прошли обучение около 20 тысяч военных специалистов. Обучение проходит в 58 образовательных учреждениях государств – членов организации
в соответствии с перечнем учебных заведений совместной подготовки военных кадров.
Основные усилия в этом году были сосредоточены на координации деятельности оборонных ведомств государств – членов ОДКБ по совершенствованию системы совместной подготовки военных кадров и специалистов для вооружённых сил, актуализации нормативно-правовой базы, а также повышении роли научного потенциала военных учебных заведений в вопросах развития военной составляющей организации. На основе наших предложений, в частности, решением Совета министров обороны государств – членов ОДКБ Военно-медицинской академии имени С.М. Кирова придан статус базовой учебно-методической организации по подготовке военных кадров по медицинским и фармацевтическим специальностям и научно-исследовательской работе в области медицинского обеспечения. Таким образом, созданная на сегодняшний день в рамках ОДКБ сеть базовых организаций увеличилась до 10 учебно-методических и семи научно-исследовательских структур в области подготовки высококвалифицированных военных кадров и специалистов, а также распространения передовых технологий и научного обеспечения развития сил и средств системы коллективной безопасности. Помимо этого, представители базовых организаций на регулярной основе привлекаются к совместным учениям в составе исследовательских групп, вырабатывают практические рекомендации по решению конкретных задач и определению направлений дальнейшего развития Коллективных сил ОДКБ. Такой подход существенно повышает уровень научного сопровождения в интересах развития военной составляющей организации и вопросах обеспечения коллективной безопасности.
На недавнем заседании Военного комитета ОДКБ рассматривалась важная миссия организации – миротворческая. В чем удалось продвинуться и насколько потенциал ОДКБ сегодня востребован по линии ООН?
Встраивание миротворческого потенциала ОДКБ в деятельность ООН в этом направлении остается для нас одной из приоритетных задач. К настоящему времени сформирована необходимая нормативная правовая база и ведется плановая работа, связанная с координацией взаимодействия с Секретариатом ООН и изучением практического опыта проведения миротворческих операций под эгидой Организации Объединенных Наций. Для этого в соответствии с принятым в этом году решением Совета коллективной безопасности учреждён институт Специального представителя генерального секретаря ОДКБ по вопросам миротворчества. По совместной договоренности с января 2021 года в организации действует совместная рабочая группа представителей Секретариата, Объединённого штаба ОДКБ и Секретариата ООН по вопросам миротворчества. На экспертном уровне нами уже проведена серия консультаций со специалистами Департамента операций по поддержанию мира ООН.
Для изучения практического опыта проведения миротворческих операций под эгидой ООН буквально накануне представители Секретариата и Объединенного штаба ОДКБ посетили миротворческую миссию ООН «ЮНИФИЛ» (UNIFIL) в Ливане. В ходе рабочей поездки они, в частности, ознакомились с выполнением практических задач силами миротворческих контингентов, в состав которых входят в том числе подразделения Армении, Беларуси и Казахстана. Организация Объединенных Наций постоянно подчёркивает важность специальной подготовки миротворческого персонала как военного, так и полицейского и гражданского. В этом году решением Совета коллективной безопасности Военному учебно-научному центру Сухопутных войск «Общевойсковая ордена Жукова академия Вооруженных Сил Российской Федерации» придан статус базовой учебно-методической организации по подготовке квалифицированного персонала Миротворческих сил ОДКБ для участия в международных операциях по линии ООН. Кроме того, принятое Советом коллективной безопасности решение предусматривает возможность придания статуса базовых организаций по отдельным направлениям ныне действующим на территории государств – членов ОДКБ профильным образовательным структурам. Таким, например, как учебный центр подготовки миротворцев «ЗАР» в Армении или учебный центр в Казахстане «КАЗЦЕНТ», в котором ООН сертифицированы два курса подготовки миротворцев. То есть в рамках ОДКБ мы уже можем приступить к подготовке военных наблюдателей, а в перспективе – офицеров штабов и специалистов по целому ряду востребованных направлений. Такой подход позволяет создать целостную систему подготовки миротворцев в рамках организации и не потребует дополнительного выделения денежных средств на создание единого базового центра, а также будет способствовать сокращению сроков сертификации программ подготовки военного и гражданского персонала для Миротворческих сил ОДКБ.
Подробнее в сюжете: ОДКБ
Читайте также: