Знаменитый хореограф Юрий Григорович отмечает юбилей. Ему исполнилось 95 лет. Созданные мастером шедевры входят в золотой фонд Большого театра и всего мирового балета. Постановки Григоровича до сих пор ставят на многих сценах мира. Многие не выходят из репертуара больше полувека. Например, в новогодние праздники балет «Щелкунчик». Подробнее о гении русского балета расскажет корреспондент «МИР 24» Елена Ширяева.
Хотя балетмейстера Юрия Григоровича сейчас здесь нет – все как он учил. Декорации за секунду расправляются как паруса, балерины репетируют, сцену убирают. Ничего не должно помешать сказке.
И снова Мышиный король и Щелкунчик. Этот балет в Большом театре на новогодние праздники уже традиция. Не прерывается больше полувека.
«Это сказка и попадаешь в волшебство. Всегда хочется верить в волшебство. Мы в него верим!»
До Григоровича в «Щелкунчике» детские роли играли воспитанники хореографического училища. Григорович же передал их артистам и усложнил хореографию.
«Даже если «Щелкунчик» идет два дня подряд но с разными артистами, это всегда разные спектакли. Каждый артист привносит свое. Мы привносим свои ощущения новогодние. Чувство праздника более юное, поскольку я танцую третий год этот спектакль», – отметила ведущая солистка Большого театра Элеонора Севенард.
Сам Григорович почти двадцать лет солировал в Мариинском. Он пробовал свои силы как хореограф. Уникальные кадры – первая постановка Григоровича. Ему 19 лет и он ставит спектакль «Аистенок».
Когда Григорович станцевал все партии в Мариинском, пришел в Большой. За три рекордных десятилетия поставил «Каменный цветок», «Лебединое озеро», «Ромео и Джульетта», «Иван Грозный». На его языке танца разговаривали Лиепа, Плисецкая, Уланова, Бессмертнова.
«Это знаменитая марка Большого балета связаны со спектаклями Григоровича, который он поставил на сцене. Могу много говорить о нем долго, коротко – он гений. Он изменил мировую хореографию в XX веке», – заявил генеральный директор Большого театра Владимир Урин.
Григорович перевернул представление о классическом балете. Соединил танец и драму.
«Мы настолько верили ему в творчестве и старались выложиться полностью. Отдавали все силы, эмоции, чтобы поддержать его спектакли», – заявил педагог-репетитор Большого театра, народный артист СССР Борис Акимов.
Григорович ставил танцы для церемонии открытия Олимпиады-80. Это его «Лебединое озеро» стало символом политических изменений в стране. В дни путча 91-го постановку балетмейстера крутили по всем телеэкранам страны.
Он никогда не щадил себя и других, мог сутками репетировать. Не говорил, а показывал как надо.
«Когда он работает, он берет человека, который будет подходить. Он человек жесткий, но когда шла репетиция, он всегда исходил от индивидуальности артиста, чтобы ему было удобно», – рассказал балетмейстер, хореограф, народный артист СССР Михаил Лавровский.
Он пережил времена и поклонения и критики. Но никогда не останавливал свой танец. Даже когда временно ушел из Большого в провинциальный театр в Краснодаре. Ведь балет там, где Григорович. Где бы не работал, везде оставлял шедевры.
«Меня вдохновляет на творчество две вещи. Чаще всего это музыка. Она толкает на стремление рассказать ее. И второе, это занятный сюжет. Прежде всего, какая-то страсть, которая происходит», – отметил народный артист СССР, хореограф Юрий Григорович.
Сегодня он редко дает интервью. И даже если по какой-то причине не выходит на поклон после спектакля в переполненном зале зрители все равно будут долго аплодировать стоя, потому что это Григорович.
Подробнее в сюжете: Биографии и жизнеописания