<script async custom-element="amp-youtube" src="https://cdn.ampproject.org/v0/amp-youtube-0.1.js"></script>
На мир обрушилась очередная волна коронавируса, вызванная штаммом «омикрон». Ни мгновенное закрытие границ, ни возвращение ограничительных мер в большинстве стран, включая Россию, не помогло защититься от этого нового варианта коронавируса: «омикрон» оказался практически в шесть раз заразнее своей предшественницы – «дельты». Все рекорды по количеству инфицированных бьют США: там в день «омикроном» заражаются порядка 1,5 миллиона человек. Активно распространяется новый штамм и в России. Московские власти уже заявили о серьезном ухудшении эпидобстановки в столице. По оценкам мэра Сергея Собянина, вскоре нас ожидает «взрывной рост заболеваемости на фоне нового штамма».
В то же время многие врачи и эпидемиологи допускают осторожный оптимизм в отношении «омикрона». Ряд исследований подтвердил, что заболевание, вызванное этой разновидностью Sars-Cov-2, переносится гораздо легче, чем заражение «дельтой». Пациенты с «омикроном» чаще всего жалуются на повышенную усталость, боль в горле, насморк и ломоту в теле.
При этом, как заверяли многие ученые в самом начале эпидемии «омикрона», ни у кого из зараженных не наблюдалось резкое падение уровня кислорода в крови. Однако со временем ситуация изменилась: появились первые умершие, а койки в больницах оказались заполнены инфицированными «омикроном». Выходит, не так уж он безвреден? Mir24.tv разбирался в ситуации вместе с экспертом.
Как отметил в интервью Mir24.tv кандидат медицинских наук, иммунолог Николай Крючков, даже в то время, когда новый штамм только был обнаружен, у научного сообщества не было единой позиции по поводу его опасности.
«Лично я еще в ноябре высказывался против таких оптимистичных взглядов, и я тут был не одинок, – отметил специалист. – Причем зарубежные ученые высказывали свои позиции в гораздо более серьезной форме, среди них оптимистов было поменьше, чем среди российских коллег. В России почему-то был безудержный оптимизм: началось с того, что «омикрон» – это «очень легкий штамм», потом пришли к живой вакцине».
Однако, по словам Крючкова, изначально было ясно, что никакой живой вакциной «омикрон» не станет, а пострадает от него в несколько раз больше людей, чем от той же «дельты».
«Действительно, на раннем этапе были признаки того, что патогенность «омикрона» значительно ниже, чем у «дельты». Насколько ниже – было непонятно. И вот на основании этого одного факта, даже несмотря на значительно повысившуюся заразность и уже наметившиеся к тому времени признаки обхода ранее сформированного иммунитета, это позволило ряду специалистов сделать такие залихватские выводы из этой ситуации», – пояснил иммунолог.
При этом данным из Южной Африки изначально не стоило доверять, так как они были низкого качества, отметил он. Также Крючков жестко раскритиковал высказывание южноафриканского врача Анжелики Кудзе о том, что заболевание, вызванное «омикроном», переносится гораздо легче, чем заражение «дельтой». Как подчеркнул Крючков, в своем исследовании Кудзе наблюдала исключительно за молодыми людьми, а значит, ее выводы никак нельзя считать обоснованными.
«А потом была нашумевшая публикация из Претории (город в ЮАР – прим. ред.), которую тоже многие цитировали. Но при ближайшем рассмотрении там живого места нет в методологии, – утверждает ученый. – А сейчас мы имеем данные уже из Европы, США, Азии, то есть мы уже довольно много знаем.
Да, действительно, патогенность снизилась где-то в два раза, то есть фактически вернулась на уровень альфа-линии. Риск госпитализации и попадания в реанимацию снизился еще больше – минимум раза в три. По поводу летальности – наверно, в четыре и более раза. Пока это точно непонятно, потому что данных не накоплено в достаточном количестве. Но это именно для популяции хорошо иммунизированных, где высокий процент вакцинированных, ревакцинированных – вот для них [риск госпитализации при заражении «омикроном»] ниже где-то раза в четыре, минимум. Может быть, будет раз в шесть».
Однако есть и другая сторона медали – повышенная заразность «омикрона», отмечает Крючков. «Причем, повышенная очень прилично – процентов на 30, – напоминает ученый. – И вот весь вопрос в том, как в данной конкретной популяции (например, популяции жителей Москвы) соотнесутся между собой повышенная заразность и сниженная патогенность.
Во-первых, однозначно будет перегруз системы здравоохранения за счет резкого роста заболеваемости и очень выраженного роста госпитализаций. Это практически гарантированно ждет нас в ближайшие пару месяцев».
Что касается смертности от «омикрона», то, по мнению Крючкова, ситуацию в России предсказать пока невозможно, так как слишком много «входных параметров», и допустимые интервалы для прогнозирования слишком широки.
«С моей точки зрения, по смертности мы либо повторим тяжесть дельта-волны, либо превзойдем ее. Если для российской популяции патогенность упадет не меньше, чем, например, для британцев (хотя это сомнительно), то в этом случае может быть меньше смертей, чем в дельта-волну, но незначительно. Хотя я, честно говоря, в этот сценарий не сильно верю. Поэтому в целом, на популяционном уровне, с самого начала было понятно, что никакой «легкой прогулкой» «омикрон» не является», – констатировал ученый.
Однако при должных противоэпидемических мерах, включая обязательную вакцинацию, можно добиться меньшего количества смертей, чем в случае с дельта-вариантом, подчеркнул Николай Крючков.
Иммунолог убежден: пандемию в конце концов удастся взять под контроль, но не раньше середины 2022 года и только при условии активной массовой вакцинации населения. Текущая же волна, вызванная «омикроном», будет не последней.
«Еще в 2020 году я сделал прогноз о том, что, скорее всего, мы перейдем в подострую, более управляемую стадию где-то в середине 2022 года. Это связано с эволюцией вируса – в меньшей степени, и в большей степени – с накоплением коллективного иммунитета. Это не значит, что он достигнет вот этого критического уровня 85+ %, этого не будет. Но его будет достаточно, чтобы управлять вирусом.
Но это не значит, что пандемия закончится. Большая ошибка – говорить, что в мае или к лету все сойдет на нет, это абсолютно не соответствует действительности. Это не окончание пандемии, это – глобальная, фундаментальная стабилизация. Это значит, что соотношение умирающих к заболевшим с выявленным ковидом станет еще более благоприятным, чем сейчас для омикрон-волны», – отмечает Крючков.
«Это не уровень ОРВИ будет по последствиям, это важно. Никакого уровня, близкого к обычному сезонному ОРВИ, здесь не будет по очень простой причине. Дело в том, что летальность от выявленных симптоматических случаях сезонного гриппа составляет 0,12-0,17%. Сейчас с «омикроном», даже при оптимистичных взглядах, мы практически гарантированно не достигнем этого уровня летальности, он все равно будет выше», – заверил ученый.
Но и это лишь полбеды. Другой важный фактор, который никак не позволяет сравнивать «омикрон» с гриппом – это его заразность, о которой мы уже говорили выше.
«Заразность сезонного гриппа – 1,6. Здесь будет где-то 11. Поэтому за ту же единицу времени гораздо больше людей будут заболевать, умирать и так далее, даже при той же самой летальности. Поэтому даже в хорошие периоды, когда будет глобальная стабилизация, пандемия еще не закончится. Будет более выраженный сезонный тренд, будут резкие вспышки – может быть, более кратковременные, не такие большие и явно с меньшей летальностью. Но все равно они будут заметны для здравоохранения и общества, это будет происходить во второй половине 2022 – 2023 году.
И самое плохое, что если ничего не делать, если прекратить вакцинацию, то какие-то волны инфекции опять могут быть очень тяжелыми. Нужно «додавливать» инфекцию, переводить ее из пандемического состояния в сезонную инфекцию. Иначе мы рискуем опять потерять управление на каком-то витке», – предупредил Крючков.
Но какие-то просветы все же намечаются. По оценкам специалиста, примерно с середины этого года «будет сильно полегче». Кроме того, в скором времени вернутся поездки за границу, а ВОЗ, как ожидает Крючков, все же официально признает российские вакцины против коронавируса.
Подробнее в сюжете: Коронавирус
Читайте также: