Минздрав направил отрицательный отзыв на проект Минэкономики по введению в России трехлетнего экспериментального правового режима (ЭПР) в области телемедицины, сообщает «Коммерсантъ». Проект касается коммерческих медицинских центров и разрешает им в течение трех лет оказывать пациентам дистанционные услуги вплоть до постановки диагноза по видеосвязи. Mir24.tv узнал мнение практикующих терапевтов о возможностях и необходимости телемедицины.
По словам врачей, телемедицина уже показала свою эффективность за время пандемии коронавируса, когда находящиеся дома пациенты с подтвержденным диагнозом ежедневно разговаривают со своим врачом по телефону, и в этом смысле наблюдение получается более тщательным, чем в переполненных стационарах.
«Опрашивая пациента по клиническим симптомам, мы часто добавляем терапию или, наоборот, убираем терапию, и люди выздоравливают. За это время таких пациентов у меня были сотни, и, слава Богу, отрицательного результата не было. Но это должны быть высококвалифицированные врачи, которые по «клинике» могут ставить диагнозы. Если говорить не про коронавирус, в моей практике приходилось удаленно определять острый аппендицит, инсульты, и я рекомендовала немедленно вызвать «скорую». Если доктор правильно оценивает, то по клиническим симптомам он может если поставить не диагноз, то сразу заподозрить заболевание», – говорит врач-терапевт Людмила Лапа.
Врач может опросить пациента и назначить ему анализы, которые человек сдаст в ближайшей лаборатории, при необходимости КТ и МРТ. Особенно актуально это для людей, живущих в маленьких городах и деревнях со слабой доступностью медицины, где нет узких специалистов.
«Часто человек обращается, когда он не может получить срочную помощь даже в поликлинике, когда нет записи, особенно к узким специалистам: ревматологам, кардиологам, аллергологам. Даже в московской детской поликлинике аллерголог может принимать один раз в неделю. Я думаю, что чем быстрее будет оказана медицинская помощь, тем лучше. Телемедицину надо контролировать, но развивать надо совершенно точно. В коммерческой медицине одному помогли – к вам придут пятеро. Там просто не будут держать непрофессиональных врачей», – объясняет терапевт.
По мнению врача-терапевта Ирины Ярцевой, телемедицина необходима в условиях нехватки врачей. Зачастую люди, сомневаясь в квалификации врачей по месту жительства, хотят получить второе экспертное мнение.
«В моей практике такое регулярно, пока это нужная вещь и она пригодилась, – отмечает терапевт. – Врачи же читают научные статьи, огромное количество информации мы берем из книг и описанных клинических случаев, поэтому, если мы видим заключение местного доктора, у нас есть другие визуализирующие методы исследования, например, КТ легких, нам этого достаточно, чтобы делать заключение. Что-то нуждается в стационарном лечении, что-то курируется на дому под контролем анализов. Поэтому телемедицина – вещь нужная, надо ее поставить на широкий поток, с постановкой диагноза, с нормальным назначением лечения».
Желание людей обратиться к врачу удаленно во многом обусловлено и проблемой недостаточной квалификации молодых специалистов, считает Ирина Ярцева. В России в настоящее время отсутствует бесплатная ординатура для врачей, и в поликлиниках оказываются вчерашние студенты без практического опыта.
«Качество государственной медицины падает. Во всем мире нехватка врачей первичного звена, у нас это решают тем, что врачей без малейшего опыта, без какой-либо интернатуры, ординатуры сажают работать врачами поликлиник. В других странах минимальная интернатура длится три года, это чтобы стать простым терапевтом, врачом общей практики. В некоторых странах, чтобы стать терапевтом, нужны пять лет интернатуры, а если специализация – онкология, то и шесть. У нас сейчас ординатура только платная. И так шесть лет учишься, не на что жить, а ты еще должен платить за ординатуру. Многие либо уходят в терапевты без опыта, либо подрабатывают косметологами, бадотерапевтами и пр.», – говорит Ярцева.
Подробнее в сюжете: Медицина
Читайте также: