Вакцина для подростков «Спутник М» поступит в гражданский оборот на следующей неделе. В это же время ожидается резкий рост заболеваемости коронавирусом из-за штамма «омикрон». Для чего нужно прививать эту категорию граждан, телеканалу «МИР 24» рассказала кандидат медицинских наук, врач-вакцинолог, неонатолог Рабият Зайниддинова.
- Насколько своевременно появление вакцины для подростков?
- После регистрации прошло два месяца. Это много или мало для такого препарата?
Рабият Зайниддинова: Это допустимый и понятный интервал. Аденовирусные вакцины известны с 1980-х годов. Это не совсем новая разработка. Сама вакцина, которая предлагается детям и подросткам, – это облегченный вариант корректно себя проявившей вакцины «Спутник V». Здесь никаких неожиданностей нет.
- Противопоказаний у него должно быть столько же, сколько у обычной версии?
Рабият Зайниддинова: Противопоказания будут те же, которые идут к любому вакцинальному препарату: индивидуальная непереносимость компонентов, наличие в анамнезе реакций по типу анафилактического шока, рутинно – если человек в состоянии заболевания. Это может быть обострение хронического заболевания или ОРВИ, вакцинирован в данный момент он быть не может, дается медотвод.
- Откуда взялся порог 12 лет?
Рабият Зайниддинова: Это возрастная когорта, максимально приближенная по возрасту к взрослым. Это интервал, когда ребенок вступает в пубертатный период, он меняется, наступает гормональная перестройка, которая приближает его тело, его физиологические параметры к параметрам взрослого организма.
Мы стремимся защитить возрастные группы, которые максимально социализируются, активно общаются. Если говорить о верхней границе этого возрастного интервала, то, возможно, уже вступают в первые теплые отношения. Это увеличивает частоту контактов и способствует заражению, большей передаче вируса от человека к человеку. Защитить эту возрастную группу представляется нам необходимым. Но говорить о детях меньшего возраста нужно, после того, как вакцинацией будут охвачены подростки.
- Как будет проводиться вакцинация?
Рабият Зайниддинова: Любая вакцинация, любое медицинское вмешательство всегда проводится с разрешения и согласия родителей или лиц, их заменяющих. Если говорить о появлении нового регламентирующего документа, приказа Минздрава, который пришел на смену предыдущему документу, который появился 20 декабря, то и там оговаривается это очень четко. Говорится об исключительном добровольном согласии на вакцинацию и добровольном проведении этой процедуры.
Нет речи о какой-либо принудительности. Государство лишь подтверждает свои обязательства по отношению к детям этого возраста. Каждый родитель, который хочет осуществить это право, имеет право обратиться на участок за получением этой вакцины бесплатно. Вот что означает появление этого пункта в новом приказе.
- «Спутник М» контролирует ряд структур. Дополнительный контроль можно ли считать дополнительной гарантией?
Рабият Зайниддинова: Это не совсем корректная формулировка. При проведении медицинских процедур слово «гарантия», наверное, звучать не может. Человеческий организм непредсказуем, но это может лишь дополнительно свидетельствовать о том, с каким тщательным подходом проходит вакцинальный охват указанной группы. Это говорит о том, что доктора и практическое здравоохранение будут мониторить все возможные реакции, минимальные моменты, связанные с переносимостью препарата.
Максимально значимые вещи уже были отмечены в формате прохождения превентивных испытаний, когда вакцину испытывали на добровольцах. Это было добровольное согласие родителей и самих детей. Возможные проявления уже фиксировались. Когда препарат станет доступным для большинства населения бесплатно, думаю, многие родители, в том числе врачи захотят защитить своего ребенка от возможного сложного течения этого заболевания.
- Какие побочные эффекты зафиксированы?
Многие взрослые боятся обсуждать вакцинацию своих детей и подростков, потому что ориентируются на возможные сложности, которые были у них самих при проведении вакцинации. Но нужно помнить, что детская вакцина имеет в пять раз уменьшенную концентрацию антигена, чем взрослая вакцина, поэтому и ожидать дискомфортной переносимости в том же объеме не стоит.
- По данным оперштаба, эффективность вакцины для подростков – около 93%. Результат впечатляющий. За счет чего?
Рабият Зайниддинова: Эффективность препарата оценивается количеством титров антител, адекватностью иммунного ответа. Мы обсуждаем подростков. Это еще недавние дети, у которых очень высокий иммунный ответ на введенные вакцинальные препараты. Если мы возьмем семью переболевших коронавирусом и сравним титр антител у взрослых и у детей, увидим, что высота антител у детей поражает, хотя они могли болеть даже бессимптомно. При введении вакцины такая же высокая иммуногенность отмечается и у подростков. Привитые дети этой возрастной группы обеспечивают хороший иммунный ответ, значит, вероятность тяжелого течения болезни уже снижается до минимума.
Непривитые дети болеют так же тяжело, как и взрослые. Мы отмечаем случаи все чаще. Когда мы говорим о возможной защите от ковида, мы боимся тех же осложнений, что у взрослых. Такая иммуногенность позволяет нам с надеждой смотреть на перспективы затянувшейся борьбы.
- Вакцинация подростков как может повлиять на ход пандемии в России?
Рабият Зайниддинова: То, что такая возможность вакцинации появилась, говорит о том, что борьба с пандемией, возможно, подходит к финалу. Как только будет охвачена вакцинацией значительная часть детского населения, я думаю, что этот вирус спустится до формата обычного сезонного ОРВИ.
Подробнее в сюжете: Гости эфира