Музыка из прошлого. В Таджикистане резчик по дереву воссоздает национальные музыкальные инструменты. По старинной технологии делает дутары и гиджаки. Сложно ли научится на них играть и каков спрос, расскажет корреспондент «МИР 24» Зарина Абдуназарова.
Чтобы дерево запело, нужны скребок, мотыга, рашпиль, дрель, а еще умение, сила и правильный настрой. Мастера тщательно подбирают материал для будущих инструментов.
«Я езжу по районам, по города, ищу дерево, которое плоды не дает, потому что очень плохо дерево срубить, когда оно нужное», – отметил мастер Рушт Назархудоев.
Для струнных инструментов подойдут только орешник, абрикос и тутовник. От качеств дерева зависят долговечность и звучание.
Рушт Назархудоев раньше руководил духовым оркестром МВД Таджикистана, потом увлекся созданием и восстановлением струнных инструментов. Изучал традиции, всему научился сам.
Дома у мастера уже небольшая коллекция. Какие-то экземпляры сделал сам, какие-то усовершенствовал. На традиционном бадахшанском рубабе, например, сыграть сможет не каждый, он предназначен для музыки Памира. Мастер увеличил размеры, обозначил на грифе лады и заменил струны на железные. Теперь освоить инструмент проще.
Рушт говорит, что от размера деки и грифа зависит звук, чем они больше и длиннее, тем звук ниже. Он советует выбирать свой инструмент интуитивно – он должен притягивать, тогда и сложится дуэт.