События в Казахстане многие сравнивают с Украиной. Цветная революция, госпереворот, подготовленные боевики, неизвестные снайперы. Все это в Киеве уже было. Выступая в понедельник, 10 января, на внеочередном саммите ОДКБ, президент РФ Владимир Путин заявил, что в Казахстане активно использовали так называемые «майданные» технологии, передает политический обозреватель телеканала «МИР 24» Анна Деркач.
2 января в Актау митинг против роста цен на газ проходит мирно. Через сутки вооруженная толпа громит бывшую столицу Казахстана. Взрывает, стреляет, грабит все на своем пути. Сценарий знакомый.
Начало цветной революции всегда без намека на насилие. Грузия, 2003 год. Несогласные с итогами парламентских выборов митингуют под зажигательную музыку. В 2004-м люди точно так же заполнят центр Киева. майдан Незалежности окрасится в оранжевый цвет. На сцене артисты и кандидаты в президенты. На лицах людей счастье – от предвкушения светлого будущего.
«Классические цветные революции, которые можно охарактеризовать, как госпереворот, антиконституционную смену власти с использованием технологий мягкой силы, то есть ненасильственных технологий», – пояснил руководитель Центра изучения проблем «мягкой силы» и «цветных революций» ФГУ МГУ Александр Наумов.
Таких технологий, по версии американского политолога Джина Шарпа, около 200. Одну из его методичек «198 методов ненасильственных действий» называют пособием по цветным революциям. Соблюдая пошаговую инструкцию, можно сделать госпереворот практически в любой стране.
Итак, для мягкого свержения режима обязательно нужна причина. Чаще всего ею становится накопившееся народное недовольство. В Грузии это был разгул коррупции и криминала. На Украине – неудачные социальные реформы и тотальное обнищание населения.
«Ни одна цветная революция не произойдет без поддержки извне. Задолго до того, как цветная революция происходит, начинают действовать акторы мягкой силы», – отметил Александр Наумов.
Идеологическая обработка – самый важный момент подготовки революции. На промывание мозгов населения уходят годы. В случае с бывшими советскими республиками – десятилетия.
«По сути, в течение 30 лет, еще с момента крушения Советского Союза, начали работать некоммерческие организации. Порядка 20 тысяч некоммерческих организаций работало американских, английских, европейских и прочих в Казахстане. Кроме этих западных структур работали структуры сбежавших олигархов. Самый известный из них – это Мухтар Аблязов. Структуры этого казахского Ходорковского – блогеры, сообщество в социальных сетях, паблики, в которых он критиковал действующую власть, боролся с коррупцией, хотя сам в свое время был главным коррупционером. Все это – хворост, который должен был кто-то поджечь», – сказал депутат Государственной думы РФ Олег Матвейчев.
Для свержения власти очень важен удачный момент. Идеальный вариант – выборы. Избирателям уже внушили: от них ничего не зависит, а результаты голосования обязательно сфальсифицируют.
В 2003-м информационная атака привела к отставке первого президента Грузии Эдуарда Шеварднадзе. В 2004-м Украина не признала победу Януковича. Суд назначил новые президентские выборы, в которых победил Ющенко. Цель погромов в Казахстане – свержение президента Токаева. Повод – повышение цен на газ.
Не просто вывести людей на улицы, а превратить это в полноценную революцию. Для этого нужно, чтобы был боевой отряд, боевой авангард. Стали объезжать поселки, где очень много безработных казахов, ребят, которые в армии отслужили, имели какой-то боевой опыт, и предлагали им по 700 долларов, по две-три тысячи долларов. Набрали несколько тысяч таких людей, в том числе и за рубежом», – рассказал Олег Матвейчев.
По словам президента Токаева, атаку на Казахстан устроили террористы с Ближнего востока и Афганистана. В Алматы и других городах шли настоящие бои. Бандиты нападали на войсковые части, блокпосты, военные училища с целью завладеть оружием.
«Террористы использовали собственную связь, переодевались в форму военнослужащих и правоохранительных органов. Они цинично прикрывались участниками массовых беспорядков, которые служили для них живым щитом. Имея численное преимущество как минимум в пять раз, бандиты нападали на полицейских и военнослужащих, избивали их с особой жестокостью, двоим военнослужащим отсекли головы», – сказал президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев.
Боевики установили контроль над всеми стратегически важными объектами. Блокировали автомобильные и железные дороги, захватили больницы, акиматы, аэропорт. Разгромили национальный филиал телерадиокомпании «Мир» в Алматы.
«Когда я это увидел, я молился богу, чтобы никто из ваших ребят там не остался, чтобы никого не убили. Потому что на Украине во время переворота в 2014 году с такими же болгарками такие же люди в масках, со щитами, оружием ворвались в офис Партии регионов и убили человека. Надо было обязательно кого-то уничтожить, показательно, как акция устрашения», – рассказал политолог Юрий Кот.
Сакральная жертва – неотъемлемая часть цветных революций в той их фазе, когда они перестают быть мирными. В 2014-м во время «революции достоинства» на Украине «мягкая сила» превратилась в «неизвестных снайперов». Результат – тысячи погибших на майдане, в Донбассе и Одесском доме профсоюзов.
«С помощью «мягкой силы» власть не удалось взять, и тогда переключились на силовой вариант. Специально для создания сакральной жертвы, для того, чтобы доказать, что кровавый режим не имеет права на существование и его нужно смести. Пошла террористическая война, потому что «Правый сектор» – это террористическая организация. Это в Казахстане хотели повторить, просто в гораздо более ускоренном варианте», – отметил Александр Наумов.
По мнению аналитиков, целью был не Казахстан сам по себе, а Казахстан как ближайший партнер Китая и России. Ослабить положение в регионе – вот задача идеологов цветных революций.
«Все государства, в которых произошли цветные революции, они не то что сделали шаг вперед, они сделали два шага назад. Грузия в результате окончательно потеряла Абхазию и Южную Осетию. Украина – известно, что потеряла, и, наверное, потеряет еще. Мы видим перманентный кризис, потерю собственных территорий и вообще сползание к статусу несостоявшегося государства», – считает Александр Наумов.
Такую же судьбу готовили и Казахстану. Спасти страну от разрушения помогли соседи – партнеры по ОДКБ. В случае с Грузией и Украиной помогать было некому.
Подробнее в сюжете: Программа Вместе
Читайте также: