«Доходы всех групп населения должны расти по мере роста экономики. Это непреложная аксиома, которая в нашем случае не работает», – заявил президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев.
«Государство – лицом к народу и для народа». Такое название программе Токаева уже дали политологи.
«Люди богатые до неприличия – это вопрос не каких-то пролетарских претензий, а именно социальной ответственности», – отметил политолог, директор ТОО «Институт прикладных этнополитических исследований» Талгат Калиев.
Речь – о неравенстве, когда у народа «накипело». Это тоже во многом чуть было не привело к государственном перевороту. Уже сейчас более половины расходов республиканского бюджета идет на социальную сферу. Но и этого недостаточно. Первое, что предлагает Касым-Жомарт Токаев – создать специальный фонд. Его так и назвали «Народу Казахстана».
«Благодаря первому президенту Елбасы в стране появилась группа очень прибыльных компаний и прослойка людей, богатых даже по международным меркам. Считаю, что пришло время отдать должное народу Казахстана и помогать ему на системной и регулярной основе. Правительству предстоит определить круг компаний и согласовать с ними размер ежегодных взносов в Фонд», – сказал Токаев.
Похожую мысль о социальной ответственности «богачей» – еще четыре года назад озвучивал и сам основатель независимого Казахстана.
«Сейчас в Казахстане немало зажиточных людей, правда? Но это и хорошо, мы такое общество и создаем. Пусть богатеют, но, чтобы в то же время страна богатела и люди работу получали благодаря им. Это ничего же не стоит, они же заработали. Я обращаюсь ко всем нашим бизнесменам: правительство, государство вам создало условия заработать эти деньги, поделитесь с народом немного этими деньгами», – говорил в апреле 2017-го первый президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев.
Тогда не получилось. Сегодня новый президент предлагает новое решение. Деньги в стране есть. Важно их использовать по назначению. Еще недавно в республике было не принято говорить о крупнейшем Банке Развития Казахстана (БРК). Он создавался как средство финансирования важнейших национальных проектов.
«С ним начали происходить некоторые мутации. Доступ к дешевым кредитам получили даже не все олигархи, а только некоторые, избранные. Собственно, то, что сейчас предлагает сделать Токаев, это вернуть все на свои места, поставить с головы на ноги, чтобы Банк Развития снова стал банком развития», – говорит политолог, в 2012-2014 гг. главный редактор журнала «Эксперт Казахстана» Игорь Переверзев.
«Банк Развития Казахстана, по сути, превратился в личный банк для избранного круга лиц, представляющих финансово-промышленные и строительные группы. Мы знаем всех пофамильно», – подчеркнул президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев.
Самый богатый казахстанец – Владимир Ким. Его состояние оценивают почти в 5 миллиардов долларов. У него контрольный пакет металлургического гиганта «Казахмыс». За ним следует Вячеслав Ким – без малого 4,5 миллиарда. И Михаил Ломтадзе. Они владеют «Каспи банком». Четвертая строка – у Булата Утемуратова, 3,6 миллиарда долларов. У него «Фортбанк», мобильные сети, доля в золотодобывающем бизнесе, телеканал и ряд других источников прибыли. Следом – Динара и Тимур Кулибаевы – дочь и зять Назарбаева, они контролируют «Народный банк». У каждого – почти по 3 миллиарда на счетах. Замыкает список казахстанских миллиардеров основатель и руководитель брокерской компании Freedom Holding Тимур Турлов с состоянием почти в 3 миллиарда долларов. Общее состояние этих семи богатейших людей Казахстана превышает 24 миллиарда долларов.
Все это очень напоминает российскую «семибанкирщину» в 1990-е.
«И у вас, и у нас в большей или меньшей степени олигополия очень сильно влияли на государство. Под них писались законы, под них разрабатывались экономические программы, создавались ниши, искусственные монополии. В момент, когда выбирают следующего президента, эта модель становится некомфортной, угрожающей стабильности государства», – отмечает политолог, директор ТОО «Институт прикладных этнополитических исследований» Талгат Калиев.
У олигархов – карманные телеканалы и газеты. К ним за бесценок на залоговых аукционах уходили фабрики, заводы, пароходства и рудники. Они могли ставить на посты нужных политиков, финансировать цветные революции и локальные конфликты. В 2000 году новый президент Владимир Путин начал борьбу с «семибанкирщиной» и провозгласил диктатуру закона. По новым правилам играть согласились не все. Владелец ЮКОСа Михаил Ходорковский за неуплату налогов оказался за решеткой, остальные – за границей.
Отдельной строкой в «плане Токаева» – борьба с неуплатой налогов.
«Значительный потенциал в повышении доходов бюджета кроется в наведении порядка на таможне. Особенно на границе с Китаем. Самый настоящий бардак, творящийся там, общеизвестен. Машины не досматриваются, налоги и пошлины не платятся. Существуют некие «уполномоченные операторы», имеющие статус неприкасаемых. Страна теряет десятки миллиардов тенге в виде налогов», – подчеркнул Токаев.
Еще одна ключевая проблема страны – высокая инфляция. Президент поручил поставить точку и в этом вопросе. Бюджетникам зарплату будут поднимать, а вот чиновники обойдутся. Для них – мораторий на повышение жалования на пять лет. Им придется заново зарабатывать и кредит доверия у народа.
«Руководители госорганов не умеют, а порой и боятся общаться с народом. Члены правительства должны регулярно выезжать в регионы. Еще одна проблема – тотальная бюрократия. Госорганы по-прежнему плодят макулатуру и бессмысленную переписку. Пора завершать игру с цифрами и переходить к реальным делам», – заявил президент.
«Конечный успех президента – это хлеб на столе у людей. Стало больше хлеба на столе, стали они лучше жить – тогда экономика достигла успеха. У нас 43% или 46% населения живет меньше, чем на пять долларов в день. Задача эти 40% вытащить хотя бы на «десятку» в день. Я уже не говорю о западных мерках», – отмечает независимый эксперт экономики Казахстана Алмас Чукин.
На следующий день после выступления в Мажилисе Токаев едет в Алматы. Инспектирует объекты, которые подлежат восстановлению после разгрома. Посещает больницу, где лежат раненные в результате массовых беспорядков.
«Сколько времени нужно, чтобы провести все восстановительные работы? – Буквально 2-3 месяца нам необходимо. – Задача поставлена таким образом, чтобы Алмата выглядела очень хорошо. Лучше, чем она была».
Не только Алматы. Вся страна. Концепция «Слышащее государство», которую предложил Токаев, став президентом, похоже, начинает воплощаться в жизнь.
«Вместе мы преодолеем все трудности. Вместе мы построим новый Казахстан!» – заявил президент Касым-Жомарт Токаев.
Подробнее в сюжете: Программа Вместе
Читайте также: