Миссия миротворцев ОДКБ в Казахстане завершится 19 января. Об ее итогах телеканалу «МИР 24» рассказал генерал-полковник, генеральный секретарь ОДКБ в 2003 – 2016 годах Николай Бордюжа.
- Как себя зарекомендовала миссия ОДКБ на международной арене?
Напомню, что перебрасывался не только личный состав. Раньше мы проводили много учений, они носили предварительный характер, когда перебрасывался только личный состав – даже оружие с собой не брали, потому что были проблемы с регистрацией оружия в другом государстве и так далее. На этот раз проведена операция с переброской бронетехники и специальных средств – материально-технических, конечно же, и оружия личного состава. Только одна оценка – операция очень эффективна, и проведена она отлично.
- Сколько всего человек было задействовано?
Николай Бордюжа: Насколько я слышал, 2200. Это весь состав миротворческих сил. Может быть, поменьше от государств, побольше от Российской Федерации, но это соотношение такое, которое в каждом случае определяется, в том числе решением президентов. Представьте, чтобы перебросить 2200 с бронетехникой, с огромным количеством автомобилей, в том числе бронеавтомобилей, со специальным вооружением. Это очень серьезно.
Мы говорим о миротворческих силах, но отлично сработала и транспортная авиация России. Наладить в такой короткий промежуток времени воздушный мост, обеспечить бесперебойные посадки, отстой самолетов, возврат самолетов в пункты постоянной дислокации – это другая операция, такая же по сложности, как и операция миротворческих сил. В данной ситуации вооруженные силы России показали лучшие свои качества.
- Переброска контингента заняла два – три дня?
Николай Бордюжа: Да, после принятия решения, через несколько часов передовые самолеты уже были в Казахстане. Костяк миротворческих сил был переброшен, потом тоже перебрасывались подразделения. Боевые подразделения, которые должны были обеспечить стабильность, в течение суток были на территории Казахстана. Назовите аналог таких операций, которые провели НАТО или другие страны?
Вы помните, что события произошли неожиданно, никто не ожидал такого разворота, никто к этому не готовился. Несмотря на это, фактически в течение такого короткого времени была проведена эта операция.
- Какие задачи были поставлены, насколько они успешно выполнены?
Николай Бордюжа: Четкость, которая была в самом начале проведения операции, заставила участников массовых беспорядков, боевиков, только когда они получили первую информацию, судя по тому, что говорят журналисты, они начали разбегаться, потому что поняли, с кем имеют дело, что это не просто ватага солдат, которые в течение месяца готовятся к переброске, потом медленно садятся и медленно летят, а это очень серьезная сила, хорошо организованная и четко действующая. Это тоже повлияло, в том числе на общий климат в Казахстане.
- Как местные жители встретили миротворцев?
Николай Бордюжа: Было очень много репортажей, в том числе ваших, как их встречали местные жители. Единодушное мнение, что все были очень довольны, восторженно встречали военнослужащих разных государств, которые входят в состав ОДКБ, потому что понимали, что эта сила приносит мир на территорию Казахстана.
- Что было бы, если бы не было этой миссии?
Николай Бордюжа: Я об этом много думаю. Я хотел бы сказать о том поступке, который совершил президент Казахстана Токаев. Ключевым действием в умиротворении всего Казахстана было его решение по привлечению миротворческих сил. Это политическое мужество, это ответственность за свой народ, это глубочайшее сопереживание со своей страной. Только это его побудило к тому, чтобы обратиться за помощью, понимая, что, если этого не произойдет, если быстро не будет разрешена ситуация, то можно было бы ожидать и негативного развития, и кратного увеличения жертв. Это потенциальная возможность гражданской войны.
Мужественный поступок политика, настоящего президента страны позволил в минимальные сроки разрешить ситуацию, привести государство к миру.
- Удалось ли ситуацию сейчас стабилизировать до конца?
Николай Бордюжа: Я думаю, что процесс стабилизации идет, но я бы не стал обольщаться. Меня беспокоит то, что на фоне сообщений о разграбленных складах с оружием, о магазинах, о вооруженных боевиках, на фоне кадров вооруженных боевиков с пулеметами (это уже групповое оружие), изымается чуть больше ста стволов – это мало. Остальное оружие на руках.
Я не думаю, что боевики, которые пошли на кровавые преступления, убивая людей, нападая на полицейских, на представителей силовых структур, так быстро сдались и отказались от своих замыслов. Процесс стабилизации наступил внешне, а теперь нужно очень серьезно работать спецслужбам и правоохранительным органам Казахстана, выявлять участников, которым удалось скрыться, выявлять ячейки и социальную базу, которая существует, которая поставляла этих боевиков.
- Каков главный итог первого в истории применения миротворческих сил ОДКБ?
Николай Бордюжа: Это мир и стабильность в Казахстане – вот главный итог. Это минимальное количество жертв, исходя из масштабов событий, которые происходили, среди мирного населения. 146 человек – это очень много, это, как правило, молодые люди, мирные жители. Но, если смотреть на размах того, что происходило, это минимальное количество того, чем заплатил Казахстан за тот мир.
Подробнее в сюжете: ОДКБ
Читайте также: