Денди в советской разведке. Сегодня открываются новые подробности жизни и работы легендарного Кима Филби. Фонд памяти одного из главных агентов Советского Союза в Великобритании передает его личные вещи в российский зал истории внешней разведки. О личности Кима Филби и его работе – в сюжете корреспондента «МИР 24» Артема Васнева.
В этом потертом кресле уже после своего бегства в Советский Союз коротал время легендарный Ким Филби. Его вещи теперь выставляются в России, рассказывая о том, каким был пламенный британский коммунист. Выдающееся происхождение, отличное образование и незаурядные способности. Кроме того, тяга к левым кругам – лучший кандидат на вербовку.
В 1933-м его завербовал советский нелегал Арнольд Дейч. Первым заданием для новоиспеченного агента разведки Советов стало составление списка британских коммунистов. Уже в войну они проявят себя.
Они не вызывали даже малейших подозрений. Выпускники Кембриджа, настоящие джентльмены, высокопоставленные служащие МИДа, спецслужб, истеблишмент британского общества, а на самом деле советские разведчики. Ким Филби, Джон Кернкросс, Гай Берджис, Дональд Маклейн, Энтони Бланд, вместе «Кембриджская пятерка». Они первыми сообщили о планах гитлеровцев на Курской дуге.
«От Кима Филби пришло наиболее подробное донесение. Он получил его от Джона Кернкросса, одного из членов «Кембриджской пятерки», который работал в дешифровальной службе. Там англичанам удалось перехватить донесение исполняющего обязанности группы армий «Юг», – рассказал кандидат исторических наук Дмитрий Суржик.
Их сведения были настолько важными, что Сталин распорядился каждому назначить персональную пенсию. Все пятеро отказались.
Работал Филби и после войны, водя за нос британцев и американцев. Он находился под подозрением с 1951 года, но продолжал занимать важные посты в британской контрразведке. Никто не мог поверить, что Филби предатель. Его пытались разоблачить. В 1963 году британский разведчик Элиот прибыл в Бейрут, где Филби был в то время корреспондентом британских газет, и предложил ему иммунитет от судебного преследования в обмен на полное признание. Филби юлил и тянул время. В итоге британцы дали ему свободно бежать в Союз. Понимали: обнародованное признание Кима Филби могло бы вызвать грандиозный скандал.
«Филби, когда жил последние 25 лет здесь, в Советском Союзе, и когда его спрашивали: «Ким, что вы считаете из самого важного, что вы сделали?» – он всегда говорил одно и то же: «Прохоровка». Он гордился этой Прохоровкой, потому что здесь он считал ее вершиной собственной разведывательной деятельности», – отметил заместитель главного редактора «Российской газеты», писатель Николай Долгополов.
В советской стране лучший из «Кембриджской пятерки» готовил разведчиков-нелегалов и был советником в КГБ.
Подробнее в сюжете: История
Читайте также: