Почти треть россиян верит в приметы, колдовство или порчу. Таковы данные соцопроса, проведенного дочерними компаниями Сбера в городах с населением от 500 тысяч человек, и отдельного исследования ВЦИОМ. О чем говорят данные социологов, телеканалу «МИР 24» рассказала психолог Марина Трушина.
- С чем связано такое большое количество суеверных россиян? Какие психологические причины делают людей такими?
Например, присесть на дорожку – это та история, когда человек останавливается, начинает себя контролировать: выключил ли он утюг, не забыл ли он паспорт? Так ему кажется, что примета срабатывает.
- Более 10% опрошенных применяют магические практики, чтобы оградить себя от несчастий. Есть ли разница между теми, кто просто верит, и теми, кто еще и практикует, с точки зрения психологии?
Марина Трушина: Мы все обладаем магическим мышлением, которое закладывается в нас в детском возрасте – от трех до пяти лет. Мы наверняка помним, когда мы верили в Деда Мороза. Признаки магического мышления – это опора на внутреннюю инфантильность, на возможность переложить ответственность за свои действия на маму, на папу, на Деда Мороза, на Снегурочку. Поэтому такое количество возможностей прибегнуть к магическим историям и успокоить себя.
Например, жизнь человека и его психический мир состоит из двух реальностей, из двух пространств – реальности и игры. Часть, которая соединяет эти два понимания, является нашим магическим мышлением. Очень просто переложить ответственность на ритуал.
- Если человек видит плохую примету, начинает от этого нервничать и отказывается от того действия, которое он собирался сделать, он же в худшем положении? Ритуалы помогают человеку что-то сделать?
Марина Трушина: Конечно, такие ритуалы дают иллюзию контроля. Отказываясь от ритуалов, человек понимает, что он обращается к некоторым высшим силам. Мы все связаны с какими-то энергетическими потоками, как нам кажется.
Есть два вида ритуалов: ритуалы-подобия и ритуалы-притяжения. Ритуалы-подобия – мы совершаем какие-то ритуалы, которые, как нам кажется, вызывают похожие вещи. Таким образом мы транслируем в мир внутреннее успокоение.
- Женщины более суеверны, чем мужчины. С чем это связано?
Марина Трушина: Это связано с внутренним миром женщины, часто – с ее большим доверием интуиции. Женщины, если мы говорим о том, что они больше правополушарные, доверяют мистическому миру больше, чем мужчины. Женщины верят в то, что одежда сохраняет их энергию. Женщины находятся чаще в творческом и бессознательном внутреннем мире.
- Больше всего суеверных в возрастной группе старше 60-ти. Это с годами проявляется? Страх усиливается?
Марина Трушина: Скорее всего, это страх, который движет всем человечеством, – это страх смерти. Очень часто человек за 60 обращается к вере, потому что есть возможность осознать, что жизнь может быть не конечна. Есть возможность понять смысл прожитой жизни, поэтому в ритуальном движении очень часто люди пытаются улучшить будущую судьбу, приблизить к себе спокойный, нетревожный конец.
- Самыми суеверными оказались жители Владивостока. География имеет значение?
Марина Трушина: Наверное, культурологические истоки есть. Это может быть связано с местами силы, куда люди любят возвращаться, ездить. На Дальнем Востоке большое количество энергетических зон, где человеку кажется, что он подпитывается энергией, когда приезжает.
- Больше половины верящих в приметы и суеверия россиян верят, что плохих примет больше, чем хороших. Почему так?
Марина Трушина: Это пессимизм, которому сейчас подвержено большинство населения, связанный с пандемией. Тревожность зашкаливает, люди притягивают события, чтобы осознать, что мир значительно более прекрасный. С точки зрения психологии пессимизм связан со страхом глубинным.
- В Махачкале, Астрахани, Тольятти и Владикавказе люди больше фиксируются на позитивных предзнаменованиях. Это южное солнце?
Марина Трушина: Горячая кровь. Мне кажется, что в восточных странах очень развита внутренняя клановость и ощущение человека в большей поддержке. Может быть, отсюда ощущение, что тебя вытащит родовая сила, и оптимизма больше.
- Откуда берутся приметы и суеверия?
Марина Трушина: Истоки заложены в глубине развития человека. Когда человек не мог объяснить себе происходящие с ним события, он прибегал к некоторым объяснениям, связанным с деянием языческих богов. Мне кажется, в сегодняшний день это привнесено оттуда.
- Вера в плохие приметы может притягивать в жизнь то, о чем ты постоянно думаешь. Работает ли вера в добрые приметы?
Марина Трушина: Конечно. Над этим и работают психологи. Подобное притягивает подобное. Внутренняя опора на себя дает возможность не перекладывать ответственность на приметы, на ритуальность. Безусловно, снятие тревоги приводит к возможности рассчитывать на себя и на внешний мир. Верьте в добрые приметы!
Подробнее в сюжете: Гости эфира
Читайте также: