24 января исполняется 80 лет актрисе Людмиле Савельевой, сыгравшей Наташу Ростову в культовом фильме «Война и мир» Сергея Бондарчука. Эта удивительная актриса порхнула в кинематограф на пуантах – прямиком из балета, пленила своим образом весь мир, лично привезла из США первую в истории советского кинематографа статуэтку «Оскар» и блистала в экранизациях лучших классических произведений – от «Чайки» до «Анны Карениной». «Моя Люся великая! Она встречалась с настоящими режиссерами и с прекрасной драматургией. И никогда не хотела опускаться до простого мелькания на экране», – сказал в одном из интервью ее муж актер Александр Збруев. В честь юбилея актрисы рассказываем о ее жизни, творчестве и любви.
Людмила Савельева родилась 24 января 1942 года в блокадном Ленинграде, посреди голода и разрухи. Когда началась война, ее мама с трехлетней дочкой Валей гостила у своих родителей под Смоленском. С трудом добралась она до Ленинграда, чтобы успеть проводить мужа на фронт. И успела – отец семейства ушел защищать город, а мама осталась в Ленинграде, и в самый страшный первый блокадный год вдруг поняла, что ждет ребенка. О голоде и о том, как она смогла выносить и родить посреди блокадного кошмара вполне здоровую дочь, мама рассказывала мало. Варили столярный клей, получали хлеб по карточкам – выживали, как все. В единственном работающем роддоме Ленинграда роженицы и их малыши лежали все в одной палате, поставив кровати плотно-плотно друг к другу. Разбитые во время бомбежек окна были забиты матрасами. Все молоко, которое роженицам удавалось сцедить, сливали в один чайник, разбавляли горячей водой и из сосок пытались выкормить новорожденных. Мама Людмилы знала об этом, но в роддом не пошла. Да и маленькую дочку Валю оставить ей было не с кем. Вместе с соседкой они натопили, как смогли, кухню в коммуналке. И в этой кухне родилась маленькая, почти прозрачная малышка Люда.
Мама показала ее, завернутую в пеленки и одеяла, двум соседкам – оперным певицам. Те от слабости уже почти не вставали с постелей. Одна из них подарила новорожденной девочке гранатовое сердечко и сказала, что она обязательно станет актрисой, когда вырастет.
Мама в блокадные годы смогла сохранить обеих дочерей, а вот сама чуть не умерла от истощения: в 1944 году ее положили в больницу с тяжелой дистрофией и еле спасли.
Послевоенное детство, которое запомнила Люда, было тоже не очень сытым, но веселым и ярким. Город возрождался из руин, выжившие люди радовались тому, что впереди их ждет мирная жизнь и жадно впитывали все, что напоминало об этом. Через год после возвращения с фронта отца в семье родилась еще одна дочка, Олечка.
Люда заявила родителям, что хочет стать балериной, в 10 лет. К тому времени она познакомилась с настоящей взрослой балериной – очень красивой и тоненькой девушкой, которая своей удивительной балетной походкой каждый день ходила мимо их дома на репетиции. Девочка начала заниматься дома: прыгала, гнулась, старалась ходить, как та балерина. В хореографическом училище, куда школьницу привела ее бабушка, был большой конкурс. Но ее взяли: оценили не столько подготовку, сколько горячее желание девчушки стать балериной.
В училище, кроме балета и общеобразовательных дисциплин, ученики проходили курс музыкальной школы. Среди предметов были также история драматического театра, балета, даже живописи. А в огромной библиотеке училища Люда пропадала часами: всю классику читала запоем – и русскую, и зарубежную.
Девочка часто болела, а нагрузки в училище были высокие. Но постепенно она окрепла и стала одной из лучших учениц: несмотря на то, что ныло и тело, и стертые в кровь ноги, занималась еще и дома по вечерам. Из сорока набранных мальчиков и девочек до выпуска дошли только двенадцать.
После окончания училища в 1962 году ее приняли в класс солисток Ленинградского театра оперы и балета имени Кирова (сейчас Мариинский театр).
В те годы девушка буквально жила балетом! Она была очень романтичной и впечатлительной, горячо принимала все, что происходило на сцене. Так, ее до слез трогала судьба Жизели: в середине спектакля, находясь на сцене, она всегда роняла невесомые слезы, сопереживая главной героине.
Ей пророчили блестящую балетную карьеру. Через два года после окончания училища Людмила Савельева снялась в фильме-балете «Спящая красавица». Это была ее первая встреча с кино. Но поистине судьбоносные события в жизни девушки случились чуть позже.
Ей было 18 лет, когда в театр пришла ассистент режиссера Сергея Бондарчука, которая предложила девушке приехать в Москву и попробоваться на роль Наташи Ростовой. Юная балерина сперва не хотела, но потом решила – почему бы и нет? В крайнем случае просто побываю в Москве. Однако уже на пробах ее так захватил этот процесс, что захотелось получить роль и сыграть Наташу!
На эту роль пробовались такие успешные кинокрасавицы, как Валентина Малявина, Людмила Гурченко, Лариса Голубкина, Людмила Марченко и Наталья Кустинская. Но Людмила Савельева всех их обошла за счет своей юной свежести, хрупкости, живости характера и подлинной, не наигранной невинности.
Съемки фильма шли несколько лет. Все это время юная балерина пыталась совмещать кино и балет: ездила в Ленинград, выходила на сцену. Однако скоро она выбилась из сил, начала плохо спать и, без того тоненькая, стала почти прозрачной. Стало понятно, что такую жизнь ей не потянуть: надо выбирать между кино и балетом. Но к тому времени выбор сделала сама жизнь: Людмилу так захватил съемочный процесс, что назад дороги уже не было. И она оставила балет.
Позже актриса говорила, что это был правильный выбор, ведь карьера балерины очень короткая, а актриса может сниматься долго. Да и пути назад у нее уже не было: к тому времени, как съемки были закончены, все ее партии в театре уже танцевали другие балерины. А ее саму ждали дальние страны: фильм надо было продвигать, и она отправилась в большое рекламное турне по всему миру.
Трогательный взгляд ее Наташи покорил сердца зрителей всего мира. Даже признанная икона киноиндустрии и стиля Одри Хепберн, сыгравшая Наташу Ростову чуть раньше, не имела такого успеха! Фильм с огромным успехом прошел по всему миру. Фото советской актрисы украшали первые полосы зарубежных изданий. В Европе в честь ее героини русским именем Наташа стали называть новорожденных. А Япония объявила 1972 год «Годом Людмилы Савельевой».
Картина Бондарчука получила «Оскар» и «Золотой глобус», а также призы международных фестивалей в Праге и Сорренто. Людмила Савельева лично получила статуэтку «Оскар» в Лос-Анджелесе вместо режиссера Бондарчука, который уже снимал в это время новый фильм в Италии. Она рассказывала впоследствии:
«С высокой прической, в белом платье я сидела в зале, дрожала, и когда объявили, что премию получает наш фильм, я взлетела на сцену и думала, что непременно упаду оттуда. Награду мне вручал Грегори Пек. Поначалу все поздравляли, обрывали телефоны, но все изменилось, как только я вернулась в страну. Меня встретили в аэропорту какие-то одинаково мрачные чиновники, сразу забрали статуэтку и буркнули, что, мол, в СССР есть свои достойные премии».
После того, как юная Савельева стала мировой знаменитостью, ей посыпались предложения от именитых зарубежных режиссеров. Но чиновники из министерства культуры на все запросы отвечали за нее, что Савельева уже занята в съемках и не может принять приглашение. Ей разрешила сниматься лишь во французско-итальянском фильме «Подсолнухи», где актриса встретилась на съемочной площадке с Марчелло Мастроянни и Софи Лорен.
Людмила Савельева в течение всей своей жизни старалась не понижать планку и очень внимательно относилась к выбору ролей. Следующим фильмом с ее участием стал «Бег» по роману Михаила Булгакова. Людмила Савельева вспоминала:
«Во время съемок дух захватывало от того, что мы прикасаемся к историческому материалу, который находился в те годы под запретом. Погружаемся в мир Булгакова, неведомый нашим современникам».
В этом фильме снимались прекрасные актеры: Михаил Ульянов, Алексей Баталов, Евгений Евстигнеев, Владислав Дворжецкий. Режиссер Владимир Наумов рассказывал об актрисе: «Она очень мужественная. У нас там был эпизод, когда горел состав с пушниной. Это огромное пламя, по-настоящему все делали. Горел огонь страшный, я ее пытался все время оттащить, но они с Баталовым сопротивлялись».
Во время съемок актриса сблизилась с женой Булгакова, бывала у нее дома. Елена Сергеевна Булгакова очень любила, когда актриса прибегала к ней после съемок, и всегда старалась вкусно накормить ее.
Вслед за этим Людмила Савельева появилась в роли Нины Заречной в картине «Чайка». А также снялась в советско-болгарском кинофильме «Юлия Вревская» – о судьбе русской графини, которая во время русско-турецкой войны все свои средства вложила в создание санитарного отряда. После этого актриса сыграла главную роль в советско-кубинской приключенческой ленте «Всадник без головы» по роману Майна Рида.
Она вспоминала, что съемки проходили в Крыму: рабов играли студенты-кубинцы из Симферополя, а всадника без головы – местный подросток, который отлично держался на лошади. На него надели специальный костюм: на уровне головы мальчишки был с каркас, изображающий плечи всадника.
Всего у Людмилы Савельевой было чуть больше двух десятков работ в кино – не так уж и много для актрисы ее уровня. Но она очень тщательно подходила к выбору ролей – не хотела ронять планку, которую сама себе задала в самом начале кинокарьеры. Особенно хороша она была в исторических костюмированных фильмах. В них актриса всегда покоряла зрителей своей трепетной красотой, благородством, огромными выразительными глазами и осанкой балерины.
Со своим будущим мужем актером Александром Збруевым Людмила Савельева встретилась в свои 18 лет, когда снималась в роли Наташи Ростовой. Збруев снимался в соседнем павильоне. Он увидел ее, когда она только что закончила сниматься в сцене первого бала Наташи Ростовой и вышла в коридор в бальном платье, в гриме.
Актер в тот момент был хоть и молод, но уже популярен. Он играл в легендарном Ленкоме и уже снялся в картине «Мой младший брат», который сделал его широко известным. Людмила Савельева была просто очарована актером. В нем была природная харизма, обаяние и сексуальная притягательность. К тому времени он уже расстался со своей первой женой Валентиной Малявиной, и ему ничто не мешало с головой погрузиться в зарождающийся роман с этой удивительной балериной – уточненной красавицей с лебединой шеей, которая играла такую трогательную, наивную и нежную, как она сама, Наташу Ростову. Только в отличие от своей героини, Савельева не была веселой: скорее мечтательной и очень ранимой.
Актриса вспоминает, что Збруев всегда умел ее удивлять: как-то зимой договорился с пилотом, летевшим в Грузию, и тот привез для нее корзину белой сирени – только потому, что Людмила бросила вскользь, что ей жаль было оставить в Италии в гостиничном номере ветку сирени.
Они поженились в 1966 году, и через год после свадьбы у них родилась дочь Наталья. Девочка с детства проявляла актерские способности, и даже снялась в фильме Михаила Козакова «Если верить Лопотухину». Но после этого поняла, что сниматься в кино, да и вообще быть актрисой она не хочет.
Сейчас Людмила Савельева не любит бывать на публике. Но в редких интервью говорит, что вся ее жизнь – это настоящее чудо. Чудо, что она выжила в блокаду, чудо, что стала балериной и что ей удалось сыграть Наташу Ростову. А также то, что, не имея актерского образования, она играла у гениальных режиссеров и снялась в великолепных фильмах.
«Чудо и то, что столько лет живу с любимым человеком. Всякие неприятности по сравнению с этим – так, чепуха», – говорит актриса.