16:06 01/02/2022

Голос «Победы»: как Льва Лещенко воспитывали солдаты и как он едва не погиб при исполнении трюка

Вячеслав Прокофьев/ТАСС

Сегодня свой 80-летний юбилей отмечает народный артист РСФСР, один из самых узнаваемых и любимых баритонов в России Лев Лещенко. В его репертуаре более 700 песен, включая такие хиты, как «Прощай», «Не плачь, девчонка», «Родительский дом» и, конечно, «День Победы», на долгие годы ставший гимном главного отечественного праздника. Невзирая на почтенный возраст, певец продолжает давать концерты (их за его плечами уже около 10 тысяч!), выступать на различных праздничных мероприятиях и сниматься на телевидении. Недавно, когда Лев Валерьянович заболел коронавирусом, вся страна переживала за любимого артиста, но он сумел сохранить бодрость духа и быстро побороть болезнь. Сам Лещенко часто шутит, что родился в рубашке, ведь еще в юности он едва не погиб во время занятий гимнастикой, а его детство пришлось на голодные военные годы. Но, к счастью, все напасти ему удалось пережить. О том, почему его в шутку называли «сыном полка», какой была его первая роль в театре (она содержала всего два слова!) и каким известным исполнителям Лещенко дал путевку в жизнь – читайте в нашем материале.

«Сын полка»

Лев Лещенко родился в Москве 1 февраля 1942 года в Сокольниках. Для всех москвичей это было тяжелое время: враг стоял у самых ворот, в городе были перебои с транспортом, многие предприятия, магазины и прочие учреждения не работали. В такой обстановке и появился на свет наш герой, причем не в роддоме, а в обычной московской квартире.

«Родильные дома не работали, и поэтому мама рожала меня прямо в квартире – они жили в двухэтажном домике, еще купеческой постройки. Принимали роды две бабушки-соседки... Семейное предание гласит, что к моменту моего рождения ему [отцу] удалось привезти буханку хлеба и четвертинку спирта. Старушки разбавили спирт водой и прополоскали в этом растворе меня, предварительно протопив комнату печкой, что делалось крайне редко, хотя холод дома был жуткий – плюс три-четыре градуса», – рассказывал Лещенко.

Его родители были далеки от творчества. Отец, Валериан Андреевич, до войны работал бухгалтером на заводе, затем служил в НКВД, МГБ и КГБ, вышел на пенсию в звании полковника. Мама певца, Клавдия Петровна, умерла в возрасте 28 лет, когда Леве было всего полтора года – по одним данным, от болезни горла, по другой версии – от туберкулеза. Вскоре Лещенко-старший женился во второй раз. С мачехой Льву повезло: она заботилась о нем и о его старшей сестре Юле, как о родных детях, а в 1949 году в семье появился еще один ребенок – дочь Валентина.

Детство Лещенко прошло в Богородском, где находилась часть его отца. Семья долгое время ютилась в небольшой комнатке в офицерском бараке, и лишь когда Валериан Андреевич получил звание майора, семейству выделили отдельную квартиру на Войковской. Таким образом, почти все детские годы маленький Лева провел среди военных. Мальчик постоянно крутился в воинской части, отчего солдаты в шутку прозвали его сыном полка. А чтобы непоседа не натворил бед, отец даже выделил ему личную «няньку» – старшину Андрея Фесенко. Солдаты тепло относились к мальчику, считая его своей семьей. Лещенко нравилась атмосфера, которая царила в части: уже в четыре года он щеголял в военной форме, учился ходить строем и бегал со старшими товарищами на стрельбище.

Попал в театр через ремонт сцены

Лещенко с детства проявлял склонность к музыке, и это увлечение активно поддерживал его дед: он часто играл внуку на скрипке, вместе с ним разучивал песни. Из музыкантов Лев больше всего любил Утесова – его песни он мог слушать часами. Уже в школе мальчик стал задумываться о будущей профессии, но, не в силах сделать выбор между музыкантом и актером, решил попробовать себя сразу в двух ипостасях: записался в кружок художественного слова и духовой оркестр. Позднее он также начал петь в хоре.

«Запел я во втором классе. У меня вдруг проявился голос, и педагог по музыке, Людмила Андрониковна, стала меня возить по разным музыкальным коллективам – показывала. Остановилась на детском хоре сокольнического Дома пионеров, куда я потом ходил три года. Все ахали: «Ой, какой у мальчишки голос!» В десятом классе я начал петь уже всерьез. Накупил всяких пластинок – особенно мне нравились итальянские тенора, – слушал и пел. Хотя у меня был крепкий баритон, который в дальнейшем, уже в институте, превратился в бас-баритон», – вспоминал Лев Валерьянович.

Но однажды несчастный случай чуть не перечеркнул всю его жизнь и карьеру. Дело в том, что Лещенко, помимо музыки, увлекался спортом – занимался плаванием и гимнастикой. Однажды, выполняя сложный трюк, Лев сорвался с гимнастических колец и получил тяжелую травму – он буквально спикировал головой вниз. К счастью, врачи местной больницы сделали все для спасения парня, и ему удалось достаточно быстро восстановиться.

Окончив школу, Лещенко попытался поступить в несколько театральных вузов, но провалил экзамены. Тогда он решил проникнуть в театральную жизнь иным способом и устроился рабочим сцены в Большой театр. По воспоминаниям Лещенко, это был очень яркий и насыщенный период в его жизни. Он целыми днями пропадал в театре: днем работал, а вечером с галерки смотрел любимые спектакли.

Проработав в Большом год, Лещенко устроился слесарем-сборщиком на завод точных измерительных приборов, даже получил четвертый разряд. Затем пришла повестка в армию. Лев загорелся идеей служить на флоте, однако отец помешал его планам и договорился, чтобы сына направили в танковые войска. Службу Лев проходил в Восточной Германии. И здесь его вокальный талант не остался незамеченным – руководство назначило Лещенко солистом ансамбля песни и пляски. Он пел в квартете и сольно, вел концерты, декламировал стихи, а в свободное время продолжал готовиться к поступлению в театральное.

Аветик Бадалян, Мартин Шахбазян/ТАСС

В оперетте доверяли играть лишь стариков

Вторая попытка оказалась удачной: в 1964 году Лещенко вновь пришел покорять ГИТИС, и, хотя период вступительных испытаний уже прошел, его зачислили – многие педагоги запомнили талантливого юношу еще с прошлого года. За время службы в армии Лев заметно раскрепостился, стал увереннее в себе, учеба же в ГИТИСе преобразила его еще сильнее. Уже на втором году обучения было совершенно ясно: этого даровитого студента ждет большое будущее.

Собственно, театральная карьера Лещенко началась тогда же. Будучи второкурсником, он поступил на службу в московский Театр оперетты. Его первая роль в постановке «Орфей в аду» (он играл одного из грешников) состояла всего из двух слов: «Пустите погреться». Но это было лишь начало его творческого пути. Вскоре Лещенко ввели в спектакль «Цирк зажигает огни», доверив ему уже более заметную роль – директора цирка, отца главной героини Витторио Розетти. Однако этот выбор разочаровал Лещенко: по его словам, роль была совершенно «не певческой», персонаж – совсем дряхлым, да и гримировали артиста не лучшим образом. Вскоре Лещенко понял, что оперетта как жанр ему не подходит: его глубокий, бархатный баритон, граничащий с басом, мог использоваться только в узком круге ролей. То были отцы главных героев, злодеи и прочие подобные персонажи, которые совершенно не импонировали молодому артисту. В итоге Лещенко решил уйти из театра.

После Театра оперетты Лев Валерьянович пришел в Москонцерт. Его приняли в стажерскую группу, а во время летних каникул он гастролировал вместе с концертными бригадами по всему Советскому Союзу. А в 1970 году Лещенко стал солистом-вокалистом Гостелерадио СССР. Туда его в буквальном смысле сманил Иосиф Кобзон. Это произошло после их совместного концерта, где Лещенко исполнил партию старого цыгана из оперы «Алеко». Кобзон убедил коллегу, что, несмотря на поставленный академический вокал, его голос просто создан для эстрадного пения. И в самом деле: благодаря своему уникальному тембру и широкому диапазону артист мог исполнить фактически что угодно. Работа на Гостелерадио значительно расширила его репертуар: Лещенко исполнял и камерные классические произведения, и арии из опер, и романсы, и современные эстрадные песни.

Весной 1970 года Лещенко одержал победу в четвертом Всесоюзном конкурсе артистов эстрады, еще через два года стал лауреатом международного конкурса «Золотой Орфей» в Болгарии. Затем была крупная победа на фестивале в Сопоте, где певец исполнил песню на стихи Роберта Рождественского «За того парня».

Но, безусловно, первым крупным хитом в репертуаре Льва Валерьяновича стала всеми любимая песня Давида Тухманова «День победы», которую Лещенко впервые исполнил 9 мая 1975 года на концерте, посвященном 30-летию Победы. Эту композицию впоследствии исполняли и другие певцы – например, Леонид Сметанников. Но в сердцах ветеранов и всех советских людей откликнулась именно версия Лещенко. Исполнение Сметанникова же фронтовики назвали «фокстротиком». После этого песню вовсе решили убрать из праздничных программ, однако позднее Лещенко решил вернуть ее в свой репертуар и исполнил на концерте, приуроченном ко Дню милиции. После этого артист получил тонны писем с благодарностями. И, как показало время, до сих пор строчки «День Победы, как он был от нас далек, как в костре потухшем таял уголек» в сознании каждого русскоговорящего человека произносит именно голос Льва Лещенко.

От «Дня Победы» до олимпийского гимна: время золотых шлягеров

Конечно, одним «Днем Победы» все не ограничилось. Крайне плодотворным оказалось сотрудничество артиста с Александрой Пахмутовой и Николаем Добронравовым. Благодаря этому тандему появились такие замечательные композиции, как «Нам не жить друг без друга», «Любовь, комсомол и весна». Также популярными хитами стали песни на стихи Ларисы Рубальской, Леонида Дербенева, Юрия Визбора и других известных поэтов-песенников.

ИТАР-ТАСС/Архив

В 1977 году Льву Лещенко было присвоено звание заслуженного артиста РСФСР, а в 1978 году артиста наградили премией имени Ленинского комсомола. Ну а в 1980-м году на свет появился еще один нетленный шлягер – трогательный и светлый гимн московской Олимпиады. Десятки тысяч людей на закрытии Игр подпевали Льву Лещенко и Татьяне Анциферовой «До свиданья, Москва, до свиданья» и с трудом сдерживали слезы, глядя, как олимпийский Мишка взмывает над стадионом «Лужники». За этим знаменательным выступлением последовали новые почетные награды: в олимпийском 1980 году Лещенко был награжден орденом Дружбы народов, а в 1983 году получил звание Народного артиста РСФСР. Еще два года спустя Льва Валерьяновича наградили орденом «Знак Почета».

В 1985 году Лещенко выпустил свой первый клип на песню «Старый трамвай», а с 90-х начал активно сотрудничать с другими эстрадными артистами. Так, вышли его совместные клипы с Ладой Дэнс, группой «Мегаполис»; также Лев Валерьянович известен своими дуэтами с Софией Ротару, Валентиной Толкуновой, Анной Герман, Тамарой Гвердцители, Анжеликой Агурбаш, Алсу, группой «Мумий Тролль», Марком Тишманом и многими другими исполнителями разных эпох и поколений. В то же время немало талантливых музыкантов вышли «из-под его крыла». Дело в том, что Лещенко более десяти лет преподавал в Российской академии имени Гнесиных. Среди его учеников много известных артистов: Марина Хлебникова, Катя Лель, Ольга Арефьева, Варвара и другие.

В 1990 году Лев Валерьянович основал театр эстрадных представлений «Музыкальное агентство», в 1992 году он получил статус государственного. Одно из знаковых достижений театра – музыкальный телефильм «Военно-полевой романс», ставший лауреатом на МКФ 1998 года в Волгограде. В нем песни на военно-патриотическую тематику исполнили Лев Лещенко, Владимир Винокур и Лариса Долина. Кроме того, участники коллектива принимали участие в производстве видеофильма «Юбилей… Юбилей… Юбилей…» и юбилейной программы Давида Тухманова «По волне моей памяти», в подготовке программы «10 лет МЧС России» и т.д.

В дискографии Льва Лещенко – порядка 30 пластинок, магнитоальбомов и компакт-дисков. В 2001 году артист также издал мемуары под названием «Апология памяти». В книге певец рассказал о своей жизни, современниках и пути к известности. Зимой 2002 года Лев Лещенко был награжден орденом «За заслуги перед отечеством» четвертой степени. Несмотря на преклонный возраст, артист и сегодня полон сил и продолжает активно выступать и сниматься на телевидении.

Будущая жена приняла за мафиози

Микляев Сергей/TАСС

Лев Лещенко был женат дважды. Первой женой артиста стала его коллега – певица Алла Абдалова. Они вместе учились в ГИТИСе, правда, с разницей в два курса – Алла была старше своего ухажера. Однако это не помешало им стать счастливой парой, и, когда Абдалова заканчивала пятый курс, они поженились. Многим запомнился их красивый дуэт – вместе Лещенко и Абдалова исполняли песню «Старый клен», написанную Александрой Пахмутовой на стихи Михаила Матусовского.

Однако со временем отношения в семье испортились: карьера Лещенко шла в гору, в то время как Алла оставалась в тени знаменитого мужа.

«С того момента, как мы с Аллой разбрелись по разным организациям, жизнь стала разводить нас – мы бесконечно мотались каждый на свои гастроли. При этом я становился все более популярным, а она, при всем своем безусловном таланте, оставалась в тени. Что, конечно же, ее ранило. Пошли конфликты, упреки, бурные ссоры. Ситуация накалялась. Взрыв произошел в 1974 году после моей полуторамесячной поездки в Японию с каким-то ансамб­лем. Примирения и так давались нам с трудом, а тут разногласия достигли своего пика. Я приехал, и началось: «Ты только о себе думаешь, изменял там мне, романы крутил!» Это было уже просто невыносимо, нервы не выдерживали, я почувствовал, что долго так не протяну», – вспоминал Лещенко.

Еще одним серьезным ударом для их союза стала потеря детей. Абдалова очень хотела ребенка, но Лещенко был не готов к отцовству. Из-за этого Алла несколько раз решалась на аборт; особенно болезненной для нее стала потеря двух мальчиков-близнецов. В будущем Абдалова так и не родила детей, о чем впоследствии горько сожалела.

В 1974 году супруги решили пожить отдельно, а через год снова сошлись. Но вернуть былую гармонию все же не удалось: последней каплей стала измена. В 1977 году на гастролях в Сочи Лещенко встретил студентку Будапештского университета Ирину Багудину, их познакомил общий приятель. Однако девушка не узнала в Лещенко популярного певца и сперва решила, что это какой-то местный мафиози. Но Льву Валерьяновичу было достаточно одного взгляда, чтобы понять: вот она – любовь всей жизни.

«Представьте, я полюбил Иру практически сразу. Вот бывает же так: увидел, и внутри словно сигнал – моя! Будто кто-то сверху шепнул: эта женщина тебе послана, предназначена, она – твоя судьба. Прежде всего Ира привлекла меня визуально – она и сейчас неплохо выглядит, а тогда была редкостной красоткой: эффектная брюнетка, правда, на мой вкус слишком уж худощава, но главное – от нее исходил какой-то покой и ненапускное жизнелюбие. И она была необыкновенно женственна – безупречный стиль, шарм, чуть-чуть лукавства, вкрадчивый голос, веселые искорки в глазах. А еще меня поразило ее равнодушное отношение к моей персоне», – рассказывал певец.

В 1978 году они расписались. Ради мужа Ирина, которая до этого училась на дипломата, оставила карьеру и посвятила себя семье. В дальнейшем она стала помощником режиссера в театре «Музыкальное агентство». Этот брак, как и предыдущий, не принес детей. Через год после свадьбы Ирина забеременела, но не смогла выносить ребенка. Врачи поставили страшный диагноз: бесплодие. Но отношения супругов это не разрушило, и Лещенко признается, что необыкновенно счастлив в браке.

Михаил Метцель/ТАСС