Жительница Санкт-Петербурга три года назад кардинально изменила свою жизнь. Из питерской квартиры она переехала в Карачаево-Черкесию и основала питомник для волков. Сейчас у Татьяны Самбуровой с десяток волков, хаски и помесей волков и собак – волкособов.
Родители Татьяны Самбуровой запрещали ей в детстве заводить собаку в питерской квартире. Но разрешили посещать клуб юных кинологов ДОСААФ. Тогда девочка стала дрессировать служебных собак и помогать в уходе опытным кинологам. Так девочка влюбилась в собак на всю жизнь.
Несколько лет назад друзья предложили ей забрать из питомника волка. Так в питерской квартире Татьяны Самбуровой появился Цефар. Если волков женщина называет своими детьми, то матерый Цефар самый любимый ребенок.
Первое знакомство принесло Татьяне неприятный сюрприз – волк оказался совсем не похож на собак: не поддается дрессировке, команды не воспринимает. Пришлось посмотреть немало фильмов и прочитать уйму книг про волков.
«Это любовь на всю жизнь. Меня покорило то, что он такой интересный, очень умный, необычный, гораздо интереснее любой собаки. С волками заниматься очень интересно», – говорит основательница питомника «Долина волков» Татьяна Самбурова.
Вслед за Цефаром в питерской квартире появилась еще пара волков. Только на их выгул заводчица ежедневно тратила по восемь часов. Пришлось заказывать «волчий билет». Продавать квартиру в Питере и переезжать в Карачаево-Черкесию. Новую соседку в селе встретили с подозрением.
«Люди были насторожены. Но потом все увидели, что они у меня закрыты. То есть я их не отпускаю бегать по всему селу. У всех условия содержания очень правильные. Я за ними за всеми слежу. Сейчас уже сельские дети приходят ко мне в гости, посмотреть, поиграть», – говорит заводчица Татьяна Самбурова.
С волками жить, по волчьи выть. Теперь у Татьяны целая стая. К волкам добавились волкособы – помесь волка и собаки, есть несколько хаски. Недавно приютила чехословацкого волчака. Бывший хозяин готов был застрелить животное.
«Волчак попал в руки человеку, который думал, что он охотничья собака. Он не нашел общего языка с ним и хотел избавиться от него, застрелить. Хорошо, что в этот момент мне люди сообщили, и мы договорились, что я его заберу к себе», – вспоминает основатель питомника «Долина волков» Татьяна Самбурова.
Сейчас о маникюре и чистой одежде хозяйка питомника и не мечтает. Их все равно надолго не хватит. Все мысли о пропитании подопечных. Полярный волк Артур любит мороженое. Еще одно лакомство – утиные головы. Каши и супы волки, в отличие от собак, не едят.
«В неделю около 100 килограммов мяса, плюс молочная продукция, яйца, по возможности что-то вкусненькое, печенья, но это больше собаки», – говорит Татьяна Самбурова.
Денег с гостей владелица животных пока не берет. Предпочитает кормом для подопечных. Но всем посетителям проводит экскурсию.
«У каждого волка свой удивительный характер. Они очень умные, все замечают, хитрые», – делится хозяйка животных.
Татьяна ведет гостей к вольеру с сибирским волком Муридом. Посторонних людей Мурид опасается. Одним глазом выглядывает из-за перегородки. Волк опасается всего нового и незнакомого. Хотя его предки были посмелее. Снимались в фильмах, выступали в цирке.
Вожак стаи, как ни странно, волчица Мишель. Она помесь маламута и канадского волка, регулярно проводит «перекличку». Начинает выть – другие хищники ей отвечают. Недавно Мишель стала мамой.
Этим щенкам всего пара месяцев. Но им уже нашли работу на будущее. Этих волкособов планируют обучить поисковому делу. Благодаря острому нюху они смогут выйти на след потерявшегося человека даже спустя четверо суток.
Еще одно преимущество волкособов – сильные челюсти. Животные могут найти и вытащить потерявшегося человека к поисковикам.
Заводчица намерена организовывать экскурсии для детей и взрослых. В ближайшее время хозяйка хищников планирует открыть в питомнике Музей волков.
«Волк шел рядом с человеком тысячелетия. У некоторых народов – это одна из тем эпоса. Я сделала музей, хочу подготовить специальные детские экскурсии. Очень надеюсь, что благодаря моему проекту у людей поменяется отношение к этому хищнику», – говорит Татьяна Самбурова.
Подробнее в сюжете: Зверье мое