Конец очередям и зеленый свет для бизнеса. В конце января 1992 года Борис Ельцин подписал указ «О свободе торговли». Документ разрешил свободно продавать всем все и везде. Как это изменило страну, расскажет корреспондент «МИР 24» Яна Веденова.
Главный атрибут из жизни начала 1990-х – сумка челнока. Удобная, вместительная и легкая. Людям дали возможность свободно торговать всем и везде. Бывшие инженеры, студенты, учителя стали мелкими коммерсантами. Они ездили за границу: чаще всего в Польшу, Турцию, Китай за редкими в России товарами. Покупали там дешево, продавали здесь дороже – так и жили.
Ельцинский указ «О свободе торговли» дал дорогу предприимчивым людям. Они могли работать по 20 часов в сутки: переходы заполнили торговцы, а на каждом углу выросли ларьки. Тогда появилась знаменитая «Лужа» – центральный стадион имени Ленина, позже «Черкизон» – самый крупный рынок в Европе.
На торговлю с рук или в павильоне разрешений не требовалось. Кто-то, видимо, все еще не мог поверить своему счастью и продолжал по привычке продавать из-под полы, опасаясь милиции.
«Решение принималось, потому что другого варианта уже не было. Кто помнит, конец 1991 года – это пустые прилавки везде. Последним оплотом были колхозные рынки, там цены назывались в долларах, за рубли уже никто продавать ничего не хотел», – вспоминает экономист Дмитрий Прокофьев.
Учились не только торговать, но и торговаться. Цены завышали специально, чтобы было что скинуть, если покупатель не соглашался. Это был какой-то неведомый бывшему советскому человеку мир. А ведь еще несколько лет назад – во время перестройки – наступила реальная продовольственная катастрофа. К ней привел ряд неудачных решений тогдашнего главы государства Михаила Горбачева. Попытка победить нехватку отдельных товаров через отмену внешнеторговой монополии и закона о кооперации привела к тотальному дефициту. Зато теневая экономика расцветала.
«Официальные цифры, которые давал Госкомстат только за 1989 и 1990 годы. Только на самом, так сказать, излете Советского Союза официальная статистика начала давать цифры по объемам теневой экономики. По 1989 году это 59 миллиардов рублей, а по 1990-му – практически 100», – рассказал экономист Вадим Капусткин.
Впрочем, тотальная свобода торговли в России прожила недолго. Новая редакция ельцинского указа запретила повсеместную продажу и перевела ее из удобных мест в отведенные.
Подробнее в сюжете: История