Прошлым летом японская столица провела Олимпиаду, которую из-за жестких ковидных ограничений СМИ окрестили «Олимпиадой строго режима». Такое определение теперь можно дать и зимним Играм в Пекине. Стартуют они в пятницу, 4 февраля. Чего от них ждать спортсменам и болельщикам, разбиралась обозреватель телеканала «МИР 24» Анна Деркач.
Улицы 22-миллионного Пекина сейчас выглядят так: ни туристов, ни ликующих болельщиков, никакой феерии. Предыдущую Олимпиаду в Китае мир запомнил совсем другой.
«Эти Игры не такие церемониальные, и люди не обращают на них особого внимания. В конце концов, это время пандемии, и многие закрылись по домам, поэтому некому праздновать», – сказал житель Пекина Ли Цзяньпин.
Проводы олимпийцев тоже не похожи на спортивный праздник. В команде дисциплина санизолятора: маски, строгая дистанция и никакого общения с прессой.
«Для меня это первые Олимпийские игры, поэтому я даже не представляю, в каком формате все будет происходить, плюс Олимпийские игры нестандартные. Ребята мне, конечно, рассказывали, как было на прошлых Играх, но это новый формат из-за ковидных ограничений, поэтому я не знаю, чего ожидать», – признался член Олимпийской сборной России по шорт-треку Даниил Ейбог.
Российские олимпийцы еще не успели улететь, а в команде уже замены. Положительные тесты на ковид у фигуриста Михаила Коляды, скелетониста Никиты Трегубова и бобслеистов Алексея Пушкарева и Василия Кондратенко. Омикрон превратил Олимпиаду в Игры на выбывание.
«Олимпийские игры – это в любом случае величайший праздник четырехлетия, спортивный праздник. Другое дело, что не все на нем окажутся. Безусловно, на сегодняшний день это самый большой вызов. Уберечься от заражения и принять участие в Олимпийских играх», – оценил ситуацию президент Олимпийского комитета РФ Станислав Поздняков.
Участие теперь и правда важнее победы. «Дойти до старта и не заболеть», «увидеть Пекин и не умереть» – главный лейтмотив этих соревнований.
«В отличие от прошлых Олимпийских игр, тренируемся дома, никуда не выезжаем. Мы решили, что будем выступать, что называется, из дома, с равнин», – сказал старший тренер национальной команды Беларуси по лыжным гонкам Виктор Камоцкий.
В Логойске завершает последние приготовления национальная сборная Беларуси. На двух горнолыжных склонах сымитировали олимпийскую трассу. Между тренировками спортсмены живут в полной изоляции. Никогда еще Олимпиада не давалась так морально тяжело.
«Ни с кем не общаюсь. Я сказал, что ухожу в гостиницу и больше не выхожу оттуда. Только на тренировку и обратно», –рассказал чемпион Беларуси по лыжным гонкам Егор Шатунов.
К выступлению на Олимпиаде 18-летняя Екатерина Рябова готовилась всю свою сознательную жизнь. В Пекине фигуристка из России будет представлять Азербайджан. Каждый день до вылета расписан по часам: тренировки, анализы, справки, документы.
«У нас есть приложение, в котором мы должны все заполнять обязательно, все это делать, потому что нас не впустят в Китай. У меня на телефоне напоминание с будильником о том, что я сегодня должна сделать, чтобы потом не было никаких проблем», – рассказала фигуристка.
Олимпийцам лучше быть полностью привитыми. Иначе по приезду – трехнедельный одиночный карантин. И те, и другие должны ежедневно сдавать тесты.
«Вот идет боец! Ну как, освежили твой нос китайским ПЦР-ом?». – «Достали до самого желудка!».
В отношении пандемии Пекин изначально выбрал тактику нулевой терпимости. И загородился от остального мира словно Великой стеной. Зимние Игры пройдут по системе «замкнутого цикла», или под «олимпийским пузырем». Атлеты будут тренироваться, есть и спать, не контактируя с местным населением.
Внутри олимпийского «пузыря» есть все для жизни – магазины, банки, почта, фитнес-клубы, стадионы, гостиницы. Даже собственная транспортная система из четырех тысяч шаттлов, автомобилей и поездов.
Везде, где это только возможно, людей заменяют роботы. Светом и температурой в комнате можно управлять через смартфон. Столовые для олимпийцев работают 24 часа в сутки, а в меню 700 блюд со всего мира.
«Все приборы одноразовые, чтобы все было безопасненько. Свежие овощи, фрукты и огромный торт! Для любителей кофе стоят кофемашины».
Несмотря на все антиковидные меры, «омикрон» уже внутри олимпийской деревни. С середины января – 100 случаев среди спортсменов, журналистов и персонала. Для страны, которая стала родиной ковида и первой победила эпидемию, Олимпиада – самый настоящий вызов: сделать так, чтобы медали достались самым сильным, а не самым везучим.
Подробнее в сюжете: Программа Вместе