Зима в Содружестве – капризная, то тепло, то морозы лютые. Но в наших странах в этом году наметилась необычная тенденция – резко упал спрос на шубы. Виновата пандемия, мода и зоозащитники, которые не перестают убеждать всех, что нас спасет и согреет натуральная химия. Так ли это на самом деле, расскажет обозревателя «МИР 24» Анна Бажайкина.
У якутских продавцов меха времена не прибыльные. Что осенью, что сейчас никакого ажиотажа. Теплее в республике не стало. Стабильно минус 35 – 40.
«Когда в республику идет приток шуб, которые шьются в других регионах, шубы, мы не выдерживаем конкуренции. У нас произвести шубу дороже, мы восемь месяцев в году отапливаем помещения», – говорит главный технолог Ольга Муратова.
Продажи натуральных шуб упали по всей России. За последние три года на 80%. Одна из причин – пандемия, которая изменила образ жизни. Многие стали работать на удаленке. Выйти некуда. Вторая причина – перепроизводство.
«Появился огромный рынок – Китай. Произошло перенасыщение Китая готовыми изделиями и такое количество пушнины, которое производилось, было не востребовано и било все рекорды. В ближайшее время, думаю, должен наступить баланс спроса и предложения на пушнину», – считает бизнес-менеджер по Восточной Европе Финского пушного аукциона Дмитрий Ларионов.
В балансе будут не все. Осенью 2020-го власти Дании заставили фермеров убить все поголовье норок из-за коронавируса. Страна, которая была крупнейшим в мире поставщиков меха норки, потеряла 17 млн зверьков.
«Это нанесло колоссальный удар по фермерам. Колоссальный удар по семьям, которые живут в сельском хозяйстве, другого они в жизни ничего не умеют делать. Государство им пообещало компенсацию, но до сих пор никакой компенсации датские фермеры не получили», – сообщил Дмитрий Ларионов.
«То, что на подиумах показывают, сразу у нас на рынках Кыргызстана и на производстве», – отмечает управляющий-администратор швейно-производственной компании Чолпон Раманкулова.
А по мировым подиумам шагает отказ от натурального меха. Calvin Klein, Стелла Маккартни, Gucci уже не шьют. Dolce & Gabbana недавно к ним присоединились. Заявили, будут разрабатывать новые технологии, а мастеров по выделке переучат.
В 60-70-ых года прошлого века в натуральных мехах ходили по подиуму и снимались в кино. А в 90-ые на Западе в кадре все чаще стали появляться зоозащитники.
«Сегодня приходится оправдываться, потому что людям вбили в голову, что там шкуру сдирают, но это не так. Тогда можно и про курицу сказать, и про стейки», – говорит учредитель группы компаний по производству меховых изделий Виктор Константинопольский.
В Советском Союзе искусственный мех уже вытеснял натуральный. Синтетическая шуба или, как ее называли в народе, «чебурашка» доступна, да и моль ее не ела. Правда, испытание холодом не всегда выдерживала.
А вот о норковой мечтала каждая советская женщина. Но стоила такая, как автомобиль. Сегодня перед покупателями встает вопрос не только цены, но и экологии.
«Меховая отрасль под большим микроскопом находится. Почему было запущено клеточное звероводство? Чтобы сохранить дикую природу, чтобы сохранить этих животных», – поясняет Виктор Константинопольский.
В норковой шубе будет тепло даже при минус 30. Искусственная из масс-маркета выдержит максимум 10-градусный мороз и два-три года носки. Потому что состав 100% полиэстер. Его основа – полиэтилентерефталат, результат нефтепереработки. А химическая формула похожа на ту, что у обычной пластиковой бутылки.
«Есть альтернативные варианты – шуба из конопли. Есть шубы из овечьей шерсти, они тоже очень похожи на натуральные шубы. Если у человека сейчас ничего нет и он решает, как ему поступить и что купить, то правильный выбор – это то, что ты будешь носить долго», – отмечает экоблогер , журналист Анастасия Приказчикова.
Сравнивая углеродный след натуральной шубы и искусственной, экологи учитывают и то, как вещь будет разлагаться.
«Натуральный мех приравнивают к осеннему листу. Если шкурку закопать, она превратится в био. Эксперименты с натуральным мехом показали, что за четыре недели он разлагается более чем вполовину», – рассказал Виктор Константинопольский.
Но для этого шубу нужно разобрать по частям и только шкуру закопать. Но кто будет устраивать такие похороны? А искусственный мех в России и вовсе не перерабатывают. Пришла в негодность – на свалку. И если в мировом океане уже есть остров из пластиковых бутылок, не появится ли остров из искусственных шуб?
Подробнее в сюжете: Экологические проблемы