60 лет назад родилась Елизавета Глинка – доктор Лиза. Для нее не существовало чужих бед. Врач-реаниматолог по образованию стала филантропом и посвятила свою жизнь общественной деятельности. О доброте доктора Лизы и тех, кто продолжает ее дело, рассказывает корреспондент «МИР 24» Максим Красоткин.
Задворки Ярославского вокзала в Москве – каждый четверг и субботу сюда стягиваются иногда прилично одетые люди, чаще плохо, иногда с московской пропиской, а чаще без. Но всех их объединяет одно: они попали в трудную ситуацию и им нужна помощь, прямо сейчас.
«Я жил на Петровско-Разумовской, Дмитровское шоссе. Жена колоться стала, наркоманшей и все», – рассказал Александр Иванов.
«Обман при сделке, квартира двухкомнатная была. Все замечательно было, но родители умерли. Я сам не знаю, так получилось. Пообещали тоже много чего хорошего, а потом просто исчезли и все, а я остался на улице», – поделился Андрей Игнаткин.
Сегодня здесь праздничный обед. В меню, помимо салатов, каши и бутербродов, – торт в честь дня рождения Елизаветы Глинки или, как привычнее для всех, – доктора Лизы.
«Мы изначально думали переквалифицировать ее как врача в штате Вермонт, но это оказалось достаточно сложно: там трехгодовую нужно практику, и экзамен, и язык. Она была, как и мой отец, очень русская. Английский язык у нее не клеился», – рассказал Глеб Глинка. Елизавета Глинка по специальности врач-реаниматолог. Заниматься паллиативной помощью, то есть ухаживать за неизлечимо больными, начала в США, куда в 90-х переехала с мужем. Новую профессию освоила, скорее, от безысходности. Подтвердить в Штатах диплом сложно. Но потом милосердие стало делом жизни.
«Завтра я лечу в Донецк, а оттуда в Сирию. Так же, как и десятки других добровольцев, которые занимаются гуманитарной деятельностью. Мы никогда не уверены в том, что вернемся домой живыми, потому что война – это ад на земле», – говорила Елизавета Глинка.
Эти пророческие слова она сказала за пару недель до гибели на награждении в Кремле за свои заслуги. Елизавета Глинка погибла в авиакатастрофе в Сочи в 2016 году.
Сейчас дело ее жизни продолжают соратники, те, кто знал доктора Лизу лично или просто следил за ее работой.
«Захотелось быть с этими ребятами. Я много раньше слышал и знал про них, про доктора Лизу. Когда ее не стало, захотелось быть ближе к ребятам, которые продолжают ее дело», – пояснил волонтер Владимир Хавшабо.
У него у самого 10 детей, большинство приемные, и восемь внуков. В прошлом бизнесмен Владимир Хавшабо решил однажды помочь попавшим в беду, с тех пор это судьба. Сейчас они с напарниками готовят для бездомных ужин, чтобы отвезти его обитателям столичных вокзалов.
«Там есть артисты, есть люди с высшим образованием. Бездомный – это не совсем потерявшийся человек. Они, бывают, попали в ситуацию, когда их обманули. Бабушки есть, которые продали квартиры, им было некуда идти и они пришли к нам на вокзал», – рассказал Хавшабо.
«У меня сейчас достаточно свободного времени для того, чтобы уделить его людям, которые нуждаются в помощи, и помочь коллегам по фонду, потому что они, конечно, для меня – сверхлюди», – поделилась Ларина.
Одной раздачей еды на месте уже дело не заканчивается. Вместе с волонтерами выезжает бригада врачей, по сути, тоже волонтеров. Наргиз Абдуллаева по специальности стоматолог-хирург. Работает в престижной клинике, а по выходным лечит бездомных, которых, бывает, брезгуют принимать городские больницы.
«Это могут быть переломы челюстей, чаще всего это переломы ног, незаживающие раны. Они могут быть уже с хроническими травмами. Это незаживающие раны, которые доктора раз или два в неделю перевязывают, и тем самым помогают», – рассказала врач-волонтер.
Многие из тех, кто приходит за помощью к Ярославскому вокзалу, Елизавету Глинку лично не знали. Но частичка доброты, оказанная им под именем доктора Лизы, нередко помогает вернуться к нормальной жизни.
Специальный репортаж о докторе Лизе смотрите в итоговой программе «Вместе» с Екатериной Абрамовой сегодня в 18:30.
Подробнее в сюжете: Биографии и жизнеописания