В Национальной библиотеке Беларуси спасают редкие издания. Реставраторы восстанавливают целостность документа и стараются максимально сохранить первоначальный вид, рассказывает корреспондент «МИР 24» Ольга Баранова.
Набор скальпелей – почти как у хирурга. На реставрационном столе первый букварь на белорусском языке 1946 года издания. Время и плохое качество бумаги сделали страницы ломкими. Художник-реставратор медленно и осторожно их «наращивает».
«Подбирается определенная бумага по цвету, затем промазывается клеем, и я беру скальпель и встык надрываю бумагу, чтобы заполнить недостающий фрагмент», – сказала художник-реставратор Елена Концовенко.
Прежде чем вдохнуть новую жизнь в потрепанные книги, их разбирают на отдельные листы, убирают следы старой реставрации и отправляют на обработку. Эти страницы отмокают в растворе аммиака. Спустя полчаса из желтых снова станут белыми. А вот пометки в книгах мастера оставляют, считают историей. Сохраняют и технику переплета.
«Здесь изогнутая дуга, потому что редкий документ, очень тоненькие тетради. Важно ничего не повредить. Есть более грубые иглы. Когда корешок совсем-совсем толстый, то маленькой иглой мы ничего с ним не сделаем», – отметила заведующая сектором превентивной консервации и переплета Национальной библиотеки Беларуси Ольга Исаева.
Реставрация книг – дело затратное и кропотливое. На восстановление одних фолиантов уходит несколько месяцев, некоторые «лечат» годами.
Восстановленные раритеты отправляют в специальные фонды. Здесь самые редкие экземпляры: рукописи, старопечатные книги. Каждой как минимум 200 лет, условия хранения строгие.
«Идеальная температура для хранения фонда это 18 плюс-минус два градуса. И относительная влажность – 40-60%», – сказала заведующая сектором хранения фондов научно-исследовательского отдела книговедения Национальной библиотеки Беларуси Ольга Курилина.
Хранилище занимает целый этаж. На стеллажах – больше 95 тысяч экземпляров. Доступ сюда есть только у сотрудников отдела и охраны. А чтобы редкие фолианты увидел читатель, их оцифровывают.
Робот за час справляется с тысячей страниц. Механическая рука с присоской ловко их переворачивает. Сверху система зеркал для сканирования и фотоаппарат. Снимок сразу попадает в компьютер.
«Любой документ на него не попадает. Он должен иметь определенный размер и толщину страницы. Если тонкие, то он может захватывать по две, если толстые, то может не перевернуть. Для этого всегда рядом стоит оператор возле сканера», – подчеркнул заведующий отделом формирования электронной библиотеки Национальной библиотеки Беларуси Сергей Штых.
Пока оцифрованы всего 2% книжного фонда. Первым делом в электронный формат переводят самые старые документы – чтобы не утратить их навсегда.
Подробнее в сюжете: Книги
Читайте также: