Последствия беспорядков. В Алматы предприниматели, чей бизнес пострадал во время январских событий, испытывают трудности с получением компенсаций. На одной из станций техобслуживания, где полностью сгорели несколько автомобилей, побывал корреспондент «МИР 24» Кирилл Харламов.
Это сгоревший джип Вадима Куликова, заслуженного тренера по хоккею Казахстана. Машину покупал под конкретную задачу – возить детей и тяжелую хоккейную амуницию на тренировки.
«Была как член моей семьи, откровенно говоря», – отметил мужчина.
В январе протестующие подожгли боксы станции техобслуживания вместе с несколькими машинами. Пострадавшие автовладельцы подали документы на компенсацию.
«Документы переслали в городской акимат, из городского их опять вернули в районный, в районном акимате говорят: не знаем точно, собираются юристы, собирается комиссия, которая будет уже подбивать сумму выплат и делать финансовую заявку в банк на получение какой-то суммы для выплат потерпевшим», – рассказал владелец сгоревшего автомобиля Вадим Куликов.
Вместо машин японского, немецкого автопромов теперь груда металла. До пожара Адиль доставлял на авто строительные материалы, а Сабина возила семью.
«Стоит вопрос: Пожалуйста, посодействовать нам обычным физическим лицам, которые пострадали в массовых беспорядках. Машина не являлись обычным каким-то транспортным средством для передвижения, для каких-то обычных дел – это были наши кормилицы. Многие потеряли работу из-за того, что лишились всех машин», –сказала владелица сгоревшего автомобиля Сабина Сарбасова.
Полтора месяца владельцы не могут получить компенсации, хотя собрали все необходимые документы. Между тем оценочная стоимость машин снижается и люди боятся, что денег не хватит на покупку нового транспорта.
«Рыночная цена меняется с каждым месяцем, сейчас вопрос стоит о том, что утильсбор повысят, а у нас уже сделана оценка. поэтому по независимой оценке будут отнимать сумму утильсбора» – говорит Сабина Сарбасова.
Не спешат власти с выплатой компенсаций и владельцу сгоревшего СТО Кириллу Нагиеву. 6 января он в одночасье лишился бизнеса.
«Ничего не двигается. A бизнес стоит, люди дома сидят, сотрудники без зарплаты – тоже ситуация не из приятных и ничего не решается. Говорят: ждите, ждите, ждите», – сказал владелец сгоревшего СТО Кирилл Нагиев.
При этом власти Алматы обещают помочь всем, чьи машины сгорели, а бизнес уничтожен, это свыше 1,5 тысячи предпринимателей. Государство поможет восстановить пострадавшие объекты торговли.
«В случае, если у него иной вид ущерба, который требует строительно-монтажных работ, либо оценку, еще какие-то категории ущерба, тогда это другой механизм, там непосредственно необходимо еще дефектные ведомства, сметные расчеты прикладывать. Если объект сильно пострадал, то ПСД разрабатывать», –рассказал заместитель руководителя Управления предпринимательства и инвестиций Алматы Канат Сагиндиков.
Не только сроки получения компенсаций у предпринимателей под вопросом. На восстановление бизнеса Кириллу Нагиеву необходимо около 100 тысяч долларов. Возместит ли государство сумму ущерба в полном объеме тоже пока неясно.
Подробнее в сюжете: Ситуация в Казахстане
Читайте также: