Глава администрации президента Беларуси Игорь Сергеенко дал интервью программе «Евразия. Дословно» на телеканале «МИР 24», в котором заявил, что референдум по внесению изменений и дополнений в Конституцию пройдет в конструктивной обстановке.
- С момента проведения последнего референдума в Беларуси прошло 18 лет. Почему именно сейчас возникла необходимость таких серьезных корректировок?
Игорь Сергеенко: Хочу отметить, что необходимость возникла не именно сейчас. Если посмотреть историю этого вопроса, еще в 2016 году, выступая перед парламентом, глава нашего государства говорил о том, что, наверное, назрела пора внести изменения в Конституцию. В дальнейшем в отдельных выступлениях президента также звучала эта, и определенная работа проводилась и Конституционным судом, и администрацией президента. Более активно эта тема зазвучала в 2020 году, когда начали раздаваться предложения с разных сторон о том, что изменения в Конституцию необходимо вносить.
Чем это вызвано? Я бы отметил несколько факторов. Первое: за это время существенным образом изменилась геополитическая ситуация в мире в целом. Изменился миропорядок. Появились новые риски, вызовы, угрозы, которые в последний год стали абсолютно очевидны, в Европе и рядом с нами.
Второе, это экономика. За 20 с лишним лет появились новые отрасли экономики. Мы начали завоевывать позиции в космосе, построили атомную электростанцию,
создали электромобиль, развивается биоинженерия и ряд других направлений.
Не оставалась неизменной и политическая система нашей страны. Проходили определенные изменения в общественной жизни, появились новые общественные организации, которые сегодня заявляют о себе. Мы можем говорить о появлении политических партий. Ничего незыблемого не бывает. Поэтому эта идея постепенно формировалась, выкристаллизовывалась в конкретное решение.
- Азербайджан, Казахстан, Узбекистан за последние полтора-два десятка лет трижды меняли свой Основной закон.
Игорь Сергеенко: Совершенно верно.
- Перемены, на которые сейчас идет страна, это те перемены, которых, в том числе, требовали оппозиционные силы в 2020 году. Но этот референдум они открыто не поддерживают. Оказывается давление на членов избирательных комиссий. Накануне Следственный комитет заявил, что задержана группа, которая пыталась саботировать предстоящий референдум. Удастся нам провести его в спокойной обстановке? Учли мы опыт 2020 года?
Игорь Сергеенко: Я уверен, что референдум пройдет в спокойной, конструктивной обстановке, хотя есть определенные элементы и ситуации, которые необходимо учитывать. Вы сказали про оппозиционные структуры. Я бы сказал жестче – радикальные структуры, которые управляются из-за рубежа. Мы столкнулись с реальными экстремистскими действиями. Приведу несколько примеров. Это покушение на журналиста Григория Азаренка, попытка совершить поджог дома депутата Олега Гайдукевича, угрозы в адрес членов избирательных комиссий. Порядка 10 граждан нашей страны задержаны.
Кто-то действовал сознательно, кого-то втягивали, использовали вслепую. Сегодня мы видим, что этим радикальным структурам и тем людям, которые еще заблуждаются и находятся на той стороне, обновленная Конституция, референдум не нужны. Нужен был только повод, чтобы раскачать ситуацию, поднять шум. Как может человек желать будущего для своей страны, своего народа и выступать одновременно за санкции? За санкции для своих родственников, друзей, которые остались здесь?
Игорь Сергеенко: Речь шла о текущей обстановке. Мы идем навстречу референдуму, все для этого готово. Готовы руководители, члены территориальных, участковых избирательных комиссий – все, кто задействован в организации этого процесса.
- Одна из наиболее громких тем конституционной реформы – это Всебелорусское народное собрание (ВНС). Орган для нас не новый. Раз в пять лет делегаты со всей страны приезжают в Минск, чтобы принимать важные для страны решения. Но в новом проекте Конституции предполагается наделить ВНС конституционным статусом. Зачем? Что мешает работать в прежнем формате?
Игорь Сергеенко: С учетом появившихся новых вызовов и угроз стало понятно, что нашу политическую систему необходимо развивать и совершенствовать дальше. Чтобы в сложный момент, когда необходимо принять решение, которое касается всех, участие в этом принимал и народ, народное представительство.
Возникла идея, чтобы ВНС приобрело конституционный статус, это высший представительный орган. Работа шла кропотливая, этой главе больше всего уделялось внимания, потому что постоянно возникала мысль у членов Конституционной комиссии, специалистов, юристов, как бы не сформировать условия для возможного двоевластия в стране. Каждая норма и статья тщательно взвешивались, особенно те, что касаются полномочий.
Игорь Сергеенко: Да, институт представительной власти. Он будет численностью до 1200 человек. Статус делегата ВНС будет сохраняться на пять лет.
- Собираться он будет раз в пять лет?
Игорь Сергеенко: Он будет собираться ежегодно. В полномочиях отражены вопросы, которые могут рассматриваться. В том числе предполагается послание президента парламенту перед делегатами ВНС. ВНС наделяется определенными серьезными кадровыми полномочиями. Избрание председателя, членов Верховного, Конституционного суда, Центральной избирательной комиссии – то, что, по действующей Конституции, у президента. Даже на завершающем этапе обсуждения мы еще одну норму переместили от президента ВНС. Это право устанавливать государственные праздники и праздничные дни. Это будет делаться с учетом мнения всенародного обсуждения.
В течение года будет разработан документ о ВНС, в котором будет четко регламентировано, кто может быть членом ВНС. Делегатом ВНС будет президент, парламентарии, представители исполнительной власти, гражданского общества, судьи.
- К ВНС перешла часть президентских полномочий. Критики говорят, что в стране с очень сильной президентской составляющей урезан статус главы государства. Или это не так?
Игорь Сергеенко: Нет, я так не считаю. У нас остается сильная президентская республика. Полномочия президента не урезаны, просто часть их перешла. На систему государственной власти это существенным образом не повлияет. Но ВНС надо рассматривать как дополнительный инструмент сдержек и противовесов.
- Можем ли мы говорить, что ВНС – это сдерживающий фактор на случай, если в стране появляется президент-ставленник, президент, который работает в ущерб государственным интересам?
Игорь Сергеенко: Совершенно верно. Тем более, что ВНС наделяется правом отменять решения любых государственных органов, если они противоречат интересам национальной безопасности. В том числе, четко прописан порядок импичмента.
- Еще одно положение, за которое достается разработчикам нового проекта. Появилась статья о неприкосновенности президента. Что в этой статье противоречит международной практике?
Игорь Сергеенко: Эта статья абсолютно не противоречит международной практике. Во многих странах эта норма существует. Здесь ничего сверхнового нет.
- В стране уже работают международные наблюдатели. Как складывается их работа, какова их оценка?
Игорь Сергеенко: У нас аккредитован 131 международный наблюдатель. В Беларусь приехали представители от СНГ, Шанхайской организации сотрудничества, были направлены приглашения ряду конструктивных наблюдателей из европейских стран.
Вопрос о приглашении наблюдателей БДИПЧ ОБСЕ прорабатывался некоторое время назад нашим МИД. С той стороны никакой заинтересованности высказано не было, чтобы приехать посмотреть. Тем более это и не обязательно, исходя из мировой практики. Предыдущие выборы – и парламентские, и президентские – показывают: говорится одно во время проведения избирательной кампании, а когда готовится отчет и озвучивается за рубежом – совершенно другое. Сразу появляются нарушения всевозможные. Единых подходов у этой уважаемой структуры для оценки выборов в любой стране, независимо от политических пристрастий, к сожалению, нет.
- То есть это не они не приехали, это мы их не позвали?
Игорь Сергеенко: Да, мы их не позвали.
- В работе над новым проектом Конституции активное участие простые беларусы. Вы встречались с коллективами, общались с людьми. Как проходил этот процесс? Какие народные предложения реально учтены в новом проекте?
Игорь Сергеенко: Процесс был достаточно напряженный, интересный, мы спорили. 15 марта 2021 года (практически год назад) была образована Конституционная комиссия из 36 человек, куда вошли руководители парламента, депутаты, судьи. Комиссия руководствовалась теми предложениями, которые поступали с мест и были наработаны ранее Конституционным судом и администрацией президента, а также в ходе общения с населением.
Свыше 9 тысяч различных предложений поступило от наших граждан, коллективов и государственных органов. Понятно, что эта информация прошла определенный фильтр. Если говорить о выносимом на референдум тексте, то 38 различного рода правок было внесено на этом этапе. И текстовых, и предложений. Честно говоря, эффект неплохой.
Ряд предложений будет учтен в процессе разработки законодательной базы, когда мы проведем референдум. Примерно в сто законов будут внесены изменения. Ряд предложений носили эмоциональный характер и не содержали конструктивных предложений. Части населения хотелось увидеть все в Конституции.
В двух статьях 15 и 54 говорится о сохранении исторической памяти и исторической правды. Это тоже поступало в процессе всенародного обсуждения, еще на первоначальном этапе Конституционной комиссии. Приоритет воспитания детей в семьях – это дополнение тоже внесено после всенародного обсуждения. Охрана природы, природных ресурсов. Эта статья дополнена и раскрыта по содержанию предложениями наших людей.
- В новом проекте Конституции достаточно серьезный акцент сделан на сохранении исторической памяти. Зачем такие, казалось бы, очевидные вещи прописывать для народа, у которого еще жива правильная память о войне. У белорусов нет своего Ромуальда Райса, Бандеры, батальона «Галичина», членов которой сейчас провожают в последний путь с президентскими почестями.
Игорь Сергеенко: Это в большей степени нужно для поколений настоящих и будущих. Через три года будет 80 лет, как завершилась Великая Отечественная война. Еще живы участники тех событий, которых, к сожалению, становится все меньше. Память увековечена в мемориалах, комплексах, в фильмах, художественных произведениях, учебных программах. Но было необходимо еще раз вернуться к этой теме. События 2020 года показали, что нам необходимо ценить и беречь свою историю, которая сегодня тоже стала полем боя. Историю пытаются фальсифицировать, извратить, навязать чуждые нам ценности.
- Военных преступников оправдывают!
Игорь Сергеенко: Да. Известный британский историк Тревор-Ропер, который изучал историю нацистской Германии, приводил такую цитату Гитлера: «Немыслимо, чтобы высший (то есть германский) народ мучительно существовал на земле, слишком малой для него. А в это время аморфная масса, ничего не давшая цивилизации, занимает бескрайние территории, относящиеся к одним из богатейших в мире. Мы с трудом отвоевываем у моря несколько метров, мы мучаемся, возделывая болото, а на Украине неистощимые плодородные земли мощностью местами до 10 метров гумуса лежат, ожидая нас».
Вы думаете сегодня нет подобных реваншистских идей? Это передел мира. Мы должны об этом не просто говорить, а доносить эту мысль постоянно. В соответствии с указом президента 2022 год объявлен в Беларуси Годом исторической памяти. Разработан комплекс мер не только по сохранению и увековечиванию этой памяти, но и по активной пропаганде, воспитательной функции государства на всех уровнях, во всех регионах. Создан в соответствии с распоряжением главы государства Совет по исторической политике при администрации президента. Мы этому направлению будем уделять самое серьезное внимание, наполняя этот комплекс мер конкретным содержанием.
Подробнее в сюжете: Гости эфира
Читайте также: