14:13 12/03/2022

Тенор, преданный футболу: в Грузии вспоминают Зураба Соткилаву

Фото: Джапаридзе Михаил © ТАСС

Ему было под силу взять любую ноту. Одни говорили про дар природы, другие уверены, что такой диапазон – результат постоянной работы Зураба Соткилавы. Начинал баритоном, а стал тенором мирового масштаба. При этом в душе всегда оставался футболистом. Сегодня народному артисту СССР исполнилось бы 85 лет. О знаменитом певце – в материале корреспондента телеканала «МИР 24» Михаила Робакидзе.

На сцене Тбилисского театра оперы и балета Зураб Соткилава чувствовал себя как дома. Говорил, родные стены сильнее лекарства. Даже в 2016 году, когда Зураб Лаврентьевич был уже тяжело болен, он смог дать сольный концерт. Два часа на сцене, полный аншлаг. Хотя друзья отговаривали от выступления.

«Он прямо с дороги забежал в театр. Обнял нас, прошелся по кулисам, ему было интересно все, что здесь установили, обновили. Потом мы зашли сюда, в его любимый 401-й класс, и он начал репетировать. Он репетировал везде, даже в поезде», – вспоминает ведущий солист оперного театра Эльдар Гецадзе.

Соткилава не любил, когда его называли звездой. Наоборот, брал пример с тех, кого считал образцом для подражания. В Большом театре равнялся на Галину Вишневскую, с Еленой Образцовой всю жизнь не разлей вода. Не скрывал, что разок-другой грешил на сцене, позволив во время исполнения своей партии сообщить сидящему в зале другу о результатах футбольного матча.

«Я суфлера предупредил, чтобы у него было радио, и он получал информацию. И вот он мне подсказывает: 3:1 в пользу «Динамо». И я со сцены после арии «Сельской чести» пою «Мы победили, три – один». Образцова потом шепчет: «Что ты несешь». А я отвечаю: просто эмоционально завелся», – рассказывал певец.

К футболу Зураб Соткилава трепетно относился на протяжении всей жизни. Ведь сам играл за сухумское «Динамо», а потом возглавил молодежную команду «Динамо» (Тбилиси). Успел поиграть и за основной состав, но спортивной карьере помешали травмы.

«Я помню его игру. Тогда я вел радиорепортаж, а Коте Махарадзе – телевизионный. Это была трансляция из Чехословакии, 1959 год. Мы все болели, нервничали. К нам в дикторскую кабинку заглянул Соткилава, подбодрил, много шутил. Во время этой игры он и получил травму», – рассказал спортивный комментатор Джамлет Хухашвили.

Он прекрасно рассказывал анекдоты, любил грузинское застолья, был прекрасным тамадой. Сколько часов Зураб Соткилава отдал музыке, подсчитать невозможно. Признавался, что самая любимая мелодия – старая грузинская колыбельная, которую пела мама.