13:14 14/03/2022

Как в Бишкеке борются с бродячими собаками

Фото: Александра Мучкина © МТРК «Мир»

Есть два вида уличных собак – бездомные и бродячие. Первых бояться не стоит, так как это просто выброшенные домашние животные. Они не реагируют на людей агрессивно, они их скорее боятся. А вот бродячие – те, которые родились на улице, они-то и бывают агрессивными. Признать человека они могут только в том случае, если он их кормит. И тогда тот добрый человек, который приходит с едой на определенную территорию и становится единственным хозяином, а все остальные потенциальные чужие.

Сколько бродячих собак живет сегодня в Кыргызстане, никто не знает. Официальной статистики нет и никогда не было. Есть ориентировочные цифры – около 20 тысяч. За прошлый год, по данным городских властей, с жалобами на укусы диких животных в больницы обратилось около 1000 человек. Среди пострадавших много детей. Но нет ни одного смертельного случая, и это во многом благодаря тому, что с 1995 года в Бишкеке существует специальная служба по отстрелу агрессивных бродячих собак.

«Не всех животных отстреливают или отлавливают. Работа ведется конкретно по определенному поведению животного. То есть, если оно опасно для человека, для его безопасности, несет угрозу его жизни и здоровью, работники службы только тогда приступают к работе. Этот миф, когда говорят, что «Тазалык» отстреливает всех подряд, к счастью, остается только мифом», – рассказывает заведующая отделом по связям с общественностью мэрии г. Бишкека Назгуль Джамгырчиева.

«Тазалык» – муниципальное предприятие столицы, которое отвечает за чистоту в городе. В том числе и за то, чтобы город был в первую очередь для людей, а не для бездомных животных. Раньше собаколовы прочесывали улицы Бишкека по графику, сейчас работают исключительно по заявкам. Человек должен позвонить, рассказать историю нападения, указать свои персональные данные и только тогда заявка принимается.

Просьбы зоозащитников быть более гуманными с животными получили отклик в прошлом году, когда в Бишкек приехали представители французского фонда по защите животных. Иностранные спонсоры предложили муниципалитету попробовать новую схему решения проблемы: вместо отстрела – поголовная стерилизация бродячих животных.

«Первый этап этой программы мы реализовали в прошлом году. Простерилизовали тысячу собак и выпустили их обратно на свободу. В этом году мы рассчитываем отловить 8 тысяч собак. Но будем это делать только при условии полного прекращения отстрела. В 2023 мы посчитаем, удалось ли сократить популяцию или нет. Если да, то тогда будем закладывать финансирование и подсчитаем, сколько необходимо простерилизовать собак на третьем этапе», – говорит президент кыргызско-французского объединения экотуризма Филип Буазо.

Все процедуры, которые проводятся, занимают всего пару часов. Насколько хорошо будет себя чувствовать животное в дикой среде сразу после хирургического вмешательства, остается только догадываться. Но авторы идеи уверяют: процедура отработанная и активно реализуется в Индии и Пакистане. При этом ни в одной стране Европы, в том числе и в самой Франции, она не прижилась. Там действует еще более суровый закон об эвтаназии: если не нашелся хозяин в течение 8 часов, собаку усыпляют.

«Да, такой закон есть. Но во Франции также существует много центров, где собака может быть пристроена в семью. Мы не можем говорить, что собака сразу подлежит усыплению. Конечно, только если она агрессивная или является не жизнеспособной, тогда да. В Кыргызстане мы планируем создать комитет, который будет решать, нужно собаку стерилизовать или же лучше умертвить. Но это должен делать комитет, а не один человек», – отмечает Филип Буазо.

В одном из самых известных приютов для бездомных животных в стране категорически против такого подхода к решению проблемы. Сегодня в Фонде «Право на жизнь» 33 собаки. От массивных породистых до мелких двортерьеров. За это время более 50 найденных овчарок и алабаев уехали служить в правоохранительные органы. Около тысячи собак нашли себе новых хозяев. Главный принцип его основателей – забрать животное с улицы, оказать необходимую медицинскую услугу и, если оно проходит тестирование, подтверждая свою адекватность, найти хозяина. Если животное агрессивное и не поддается тренировке, его усыпляют.

Тут уверены, решить проблему с бродячими собаками поможет только безвозвратный отлов, как делают во всех развитых странах. Но так как у государства нет денег на содержание животных – другого варианта, кроме как отстрел, пока не остается. Запрет этих действий приведет к тому, что Бишкек наводнят стаи одичавших собак.

«Если мы начнем делать ОСВВ (отлов, стерилизация, вакцинация, выпуск), либо отлавливать их кусочками и стрелять, как происходит сейчас, просто у выживших особей меньше щенков погибнет, больше выживут и они займут вакантные места. Это конвейер смертей», – говорит учредитель Фонда помощи бездомным животным «Право на жизнь» Алла Кобцова.

В подтверждение своих слов Алла Кобцова приводит в пример Россию, где несколько последних лет действовал запрет на отстрел животных и шел активный отлов и стерилизация. Эксперимент оказался неудачным.

«В России буквально за два года принятия этого федерального закона с улиц перестали убирать агрессивных собак и началось увеличение случаев серьезных покусов и смертей человека. По данным Роспотребнадзора, 26 человек по России были загрызаны бродячими собаками, это не считая серьезных травм и инвалидизации», – рассказывает Кобцова.

Также специалисты подчеркивают, что вопрос может быть частично решен, если люди перестанут подкармливать бездомных животных. По закону улиц 80-90% щенков, родившихся у бродячих собак, умирает по естественным причинам. А люди, обеспечивая кормовую базу, только увеличивают количество выживших особей, которых потом приходится отстреливать.

«Между жалостью и состраданием – огромная пропасть. Жалость – сиюминутное чувство, мне сейчас жалко, я купил пирожок и дал. А сострадание – скорее про ответственность. Это долгая история: либо это на всю собачью жизнь, 12-15 лет, либо это несколько месяцев, пока ты ее вылечишь, привьешь, приведешь в порядок и найдешь ей хозяев. Конечно, проще бросить пирожок», – объясняет учредитель Фонда помощи бездомным животным «Право на жизнь».

Мораторий на отстрел бродячих собак мэрия Бишкека уже вводила в прошлом году после митингов зоозащитников. Он продлился не дольше месяца, так как резко увеличилось количество звонков с жалобами на нападения.

И тем не менее, несмотря на то, что у предлагаемого гуманного метода борьбы с бездомными животными есть немало противников, процесс запущен. МВД республики дало рекомендацию муниципальному предприятию «Тазалык» остановить отстрел.