От Тбилиси 40 минут езды на автомобиле, и вот оно – село Асурети. Правда, есть еще одно название – Элизабетталь. Дело в том, что в XVII веке здесь поселились колонисты из Германии. 65 семей – чуть больше трехсот человек.
Главную улицу Асурети венчает церковь. Проект принадлежит архитектору Александру Зальцману. Храм возвели за три года. И в 1871-ом здесь уже велась служба. Кстати, по проекту Зальцмана в Тбилиси были построены многие известные здания: Театр оперы и балета имени Захария Палиашвили, драматический театр имени Шота Руставели, здание городского собрания.
Храм был отреставрирован в прошлом году. Из-за пожара строение почти полностью было уничтожено. Восстанавливали по старым фотографиям и архивным материалам. Правда, служба здесь не велась после того, как в 1941 году по приказу Сталина большинство немцев переселили в Казахстан. Остались только смешанные семьи. Да и тех позже заставили покинуть насиженные места.
Кстати, главная улица здесь называется улицей Швабов. Это те самые немцы из южной Германии, области в верховьях Рейна и Дуная, которые и начали осваивать Грузию. Первая волна переселения была в 1763 году, затем в 1804 и 1815 годах.
Немцы завезли сюда картофель, выращивали овощи, фрукты и виноград. Сорт винограда – местный и называется Шала.
Традиция чтить память предков у нас в крови, говорит заместитель руководителя немецкой диаспоры в Грузии Александр Фельдмайер. Поэтому каждый раз приезжая в Асурети, он приходит на старое немецкое кладбище.
«Это люди, которые жили здесь, и они посвятили себя развитию этого края. И когда говорят о селе Асурети, прежде всего подразумевают именно этих людей, так как они вложили свою душу в этот край», – говорит Александр Фельдмайер.
На этом кладбище похоронен прапрадед Александра. В семейном альбоме сохранились старые фотографии, которые бесценны для семьи. Кстати, жители современного Асурети ухаживают за кладбищем, выражая тем самым благодарность основателям поселения. На Пасху местные приходят к старым могилам немцев и поминают красным вином местного сорта. Называется оно Шала.
Мамуку Раминашвили знают в этой округе все. Винодел, тамада и знаток родного края. Живет в одном из старых домов, построенных немцами.
Ухоженные сад, виноградник, небольшой домашний этнографический музей. Старые чемоданы, сервизы, колыбели, швейные машины. Многое сделано в Германии.
«К нам часто приезжают туристы. И когда они видят эту утварь, вспоминают о своем детстве, а многие и вовсе впервые видят такие раритеты. Так или иначе – многое связано с Германией», – рассказывает Мамука Раминашвили.
Но главная достопримечательность этого дома – погреб – марани. Здесь хранится драгоценный напиток – вино. И хранится оно по немецкой технологии – в бочках, а не в квеври, как в Кахетии. Грузины продолжают традиции немцев в виноделии.
«Я, конечно же, не имею специального какого-то образования. Практика. Смотрел, как делали вино отец, дед, что-то свое привнес. Вот и результат. Получается отличное вино. У нас есть белое, черное, сладкое вино. Вот этому – два года. Оно полусухое красное», – говорит Мамука Раминашвили.
Бочкам тоже по двести лет. И в них вино урожая прошлого года. Дубовые бочки придают напитку особый вкус. «Шала», о которой еще недавно знали только местные, набирает популярность.
«Конечно же, этого вина не так много, потому что виноградники у нас на небольшой площади. Но климат очень интересно воздействует на лозу. Поэтому вино получается мягким и ароматным. Так что с гордостью предлагаю гостям», – рассказывает Мамука Раминашвили.
Бокал с «Шалой» по традиции поднимают за предков. За тех, кто донес до сегодняшнего дня этот уникальный сорт, построил и сохранил эти старые дома и марани и сохранение традиций небольшой грузинской германии.
Подробнее в сюжете: Мировой сюжет
Читайте также: