Выбирать президента ровно через неделю предстоит французам. Эммануэль Макрон идет на второй срок – вот только с рейтингами не все так гладко. Его международная активность добавляет симпатий французов, а продовольственный и энергетический кризис – уменьшает. Люди недовольны ценами на продукты, бензин и коммунальные услуги. Зима еще не закончилась, на юге Франции сегодня всего лишь плюс пять градусов. Каковы шансы у действующего президента и его конкурентов, знает корреспондент «МИР 24» Роман Гальперин.
Во время этой предвыборной кампании без бутылки не обошлось. И странный розовый порошок присутствовал. Предвыборные страсти закружили 11 кандидатов в президенты Франции. 12-ый все это время наблюдал со стороны и в драку не ввязывался. В предвыборной гонке их 12, вот только доверия нет ни к одному.
Кандидаты, как могут, но все же удивляют. Кто бы мог подумать, что Марин Ле Пен откажется от заслуженного звания – возмутитель спокойствия французского общества.
«Марин Ле Пен стремится представить себя в качестве более респектабельной, более умеренной, более соответствующей правилам Пятой Республики политической силы. В ряде требований ее программа значительно смягчилась», – подчеркнул заведующий сектором региональных проблем и конфликтов отдела европейских политических исследований ИМЭМО РАН Павел Тимофеев.
Она предлагает избирателю пути решения насущных проблем, а для этого Франция должна выйти из НАТО. С нелегальной иммиграцией нужно бороться, и, может даже, очень жестко. А одна из главных, по ее мнению, обязанностей государства – поддержка отечественного производства и рабочего класса.
Но для многих она, как была, так и осталась расисткой, а значит въезд во многие национальные коммуны ей не рекомендуется. Опасно для жизни.
Свято место ультраправых недолго пустовало без лидера. Журналист, звезда французских ток-шоу Эрик Земмур перевернул предвыборную гонку. Враг мигрантов, радикальных исламистов и представителей секс-меньшинств.
«Я говорю то, что никто не смел сказать, но что все желали услышать», – заявил Земмур.
Основные тезисы его предвыборной программы в большинстве своем схожи с Ле Пен: это и разрыв Франции с блоком НАТО, и укрепление отношений с официальной Москвой, и даже ужесточение миграционной политики, при которой он депортирует из Франции миллионы человек.
«Он чуть не пустил под откос кампанию Марин Ле Пен, потому что сравнялся с ней в рейтинге. Крайне правая риторика Эрика Земмура сыграла роль политического громоотвода для Марин Ле Пен. Весь гнев левого и умеренного электората сосредоточился на Эрике Земмуре, а Марин Ле Пен в этом плане стала себе вполне рукопожатным кандидатом, который подходит для среднего француза», – подчеркнул политолог Сергей Федоров.
Его уход из большой журналистики в большую политику, конечно, был для большинства французов неожиданным. Впрочем, за последние пять лет они уже успели привыкнуть к зигзагам судьбы.
«О Макроне тоже никто не знал. В основном все помнят, что он работал в банке Ротшильдов. И вдруг человек становится президентом», – отметила главный редактор интернет-издания «Русский очевидец» Елена Якунина.
Пять лет назад на президентских выборах Макрона, как кандидата, никто всерьез и не вспоминал. Франсуа Фийон – вот главный тяжеловес той гонки. Но тому припомнили дело 20-летней давности, когда он списывал деньги на зарплату своей супруге и детям, которые на самом деле и не работали. Фийон тогда удара не выдержал и снял свою кандидатуру.
«На его место очень быстро и очень удобно встал Макрон, который не имел никакого политического опыта. Макрона действительно можно воспринимать как ставленника крупного банковского капитала», – заявил кандидат исторических наук Игорь Игнатченко.
Недавний скандал с компанией McKinsey – только небольшой штрих к картине. Сотрудники американской фирмы проводили аудит государственных структур и в качестве гонорара получили почти миллиард евро.
«Американские консультанты и советники оказывали различного рода услуги. При том, что McKinsey, как известно, имеет контакты с американскими разведывательными службами», – сказал Игнатченко.
Сегодня у него новый имидж – миротворца. За месяц с небольшим Макрон девять раз звонил Путину.
«Он единственный, кто говорит с Путиным. Он регулярно держит руку на пульсе международного главного события. Поэтому все надежда на него. И он спасение Евросоюза и Франции», – подчеркнула главный редактор интернет-издания «Русский очевидец» Елена Якунина.
Макрон тут, Макрон там. Избирателю говорит, что он за мир во всем мире, сам же объявляет войну, пусть и экономическую.
«Французское государство продолжает идти в фарватере американской внешней политики. И те ключевые действия, которые проходили при непосредственном участии и курировании со стороны Макрона, в том числе и до того, как он стал президентом Франции, они в целом отражают проамериканский вектор внешней политики», – подчеркнул Игнатченко.
А Макрон гнет свою линию: предлагает увеличить в разы оборонный бюджет, деньги понадобятся Макрону и на усиление внешних границ страны. Он пусть и заявил о «смерти мозга» НАТО, но так и не отказался от членства в альянсе. За время президентства так и не смог решить кризис с мигрантами с Ближнего Востока, а теперь добавились и украинские беженцы. Но при этом нужно еще и не забыть про своих граждан.
«Основные призывы, что Франция должна быть сильной, суверенной, самостоятельной, самодостаточной, что должна быть своя армия. А с другой стороны за последние пять лет, что он был у власти: заводы французские продавались, пахотные земли скупались, продолжалась деиндустриализация. Вот слова как-то расходятся с делом», – отметила Якунина.
За неделю до выборов Макрон теряет, а Ле Пен, наоборот, завоевывает голоса избирателей. Теперь уже только 27%, готовы проголосовать за действующего президента, в то время, как у Ле Пен уже 22%. То, что во второй тур выйдут эти два политика, никто не сомневается.
Подробнее в сюжете: Программа Вместе
Читайте также: