Последствия съемок «Сталкера», романы с актрисами и некрасивая история с Ливановым: факты об Андрее Тарковском
Андрея Тарковского можно назвать одним из режиссеров, оказавших наибольшее влияние на мировой кинематограф. Для понимания фильмов Ларса фон Триера нужно знать, что во многом их корни растут из наследия Тарковского. Андрей Арсеньевич прожил всего 54 года, за которые снял всего семь полнометражных фильмов. В СССР снимать ему позволяли и финансирование давали, однако чиновники в Госкино не были в восторге от результата его работы. По словам Тарковского, из 20 с лишним лет, которые он работал в советском кино, 17 он был безнадежно безработным. Именно это побудило режиссера в конце концов остаться в Италии, однако и за рубежом много поработать не удалось – Тарковский сгорел от рака легких. В день 90-летия со дня рождения Андрея Тарковского рассказываем несколько интересных фактов о нем и его фильмах.
Фильм «Солярис», снятый по научно-фантастическому роману Станислава Лема, самому писателю очень не понравился. «К этой экранизации я имею очень принципиальные претензии. Во-первых, мне бы хотелось увидеть планету Солярис, но, к сожалению, режиссер лишил меня этой возможности, так как снял камерный фильм. А во-вторых (и это я сказал Тарковскому во время одной из ссор), он снял совсем не «Солярис», а «Преступление и наказание», – объяснял Лем.
Съемки фильма «Сталкер» по повести «Пикник на обочине» братьев Стругацких проходили в районе разрушенной электростанции под Таллином. Неподалеку находился целлюлозно-бумажный комбинат, который сбрасывал отходы в протекавшую там реку. Экологическая ситуация на месте съемок была настолько плохой, что многие члены съемочной группы страдали от проблем с дыханием и кожей. Не исключено, что длительная работа в этом месте сыграла страшную роль в судьбах самого Тарковского, его жены Ларисы и Анатолия Солоницына: все они умерли от рака легких. Последним фильмом Тарковского стало «Жертвоприношение», причем в первом варианте сценария главный герой умирает именно от рака.
Идея картины «Андрей Рублев» на самом деле принадлежала Василий Ливанову – он хотел сыграть в нем главную роль. «Замысел фильма «Андрей Рублев» был предложен мною Тарковскому и Андрону Кончаловскому. И, пока я снимался в «Коллегах», эти два моих товарища написали сценарий в обход меня. Кончилось это тем, что они мне предложили: когда они снимут фильм, поставят в титрах, что это сделано по идее Василия Ливанова. Я говорил с ними по телефону из дома. В комнате было много женщин, и, когда я им ответил, все женщины выскочили из комнаты. На этом мои отношения с темой «Рублева» закончились. Очень жаль, что это не состоялось, потому что мой замысел несколько отличался, мне кажется, в лучшую сторону, от того, что снял Тарковский», – рассказывал Ливанов.
Несмотря на то что женат Тарковский был всего дважды, романов у него было множество – брак вовсе не был помехой. Так, второй женой режиссера стала Лариса Кизилова, работавшая ассистентом на фильме «Андрей Рублев». Во время съемок «Соляриса» у него начались отношения с исполнительницей роли Хари 20-летней Натальей Бондарчук – дочерью Сергея Бондарчука. Со стороны актрисы чувство было настолько сильным, что она едва не покончила с собой из-за нежелания Тарковского уходить из семьи. Снимая «Зеркало», режиссер сблизился с Маргаритой Тереховой. Во время работы над «Жертвоприношением» Тарковский закрутил роман с художником по костюмам Ингер Персон – этот список можно продолжать долго.
«Зеркало» – автобиографическая картина. Тарковский рефлексирует над историей собственной семьи: отец ушел от матери к другой женщине, когда Андрею было всего три года. Несмотря на тяготы эпохи, на которую пришлось детство Тарковского, мать прикладывала все силы, чтобы поставить на ноги детей – почти всю жизнь она проработала корректором в типографии, как и героиня Тереховой. В «Зеркале» показываются три поколения семьи и звучат стихи отца режиссера – Арсения Тарковского в собственном исполнении.
Большое влияние Тарковский оказал на датского режиссера Ларса фон Триера – недаром он посвятил русскому коллеге фильм «Антихрист». Андрей Звягинцев указал на запись Тарковского в его дневнике («Мартиролог»), которая могла лечь в основу картины Триера: «Новая Жанна д’Арк» – история о том, как один человек сжег свою возлюбленную, привязав ее к дереву и разложив костер под ее ногами. За ложь». Отсылки к Тарковскому есть во многих других фильмах датчанина.
В работах самого Андрея Тарковского содержится огромное количество символики и отсылок к мировому искусству, в том числе живописи. Так, финальная сцена в «Зеркале» повторяет картину Рембрандта «Возвращение блудного сына», а «Жертвоприношение» начинается с показа картины «Поклонение волхвов» Леонардо да Винчи. В фильме «Иваново детство» мальчик листает альбом Альбрехта Дюрера и останавливается на гравюрах «Четыре всадника Апокалипсиса», «Портрет Ульриха Варнблюлера» и «Рыцарь, смерть и дьявол». В «Солярисе» в кадре появляются картины Питера Брейгеля Старшего: «Охотники на снегу», «Падение Икара», «Жатва», «Пасмурный день». В «Жертвоприношении» герой смотрит альбом с русскими иконами.