Биомедицинские технологии – быстро развивающееся направление. В ближайшие годы существующие инновации будут совершенствоваться, они станут более ориентированными на пациента и будут направлены на тандем работы больниц и частных практик. Эксперты рассказали Mir24.tv, какие решения в современной медицине станут перспективными и как технологии помогут персонифицировать медицинские услуги.
В настоящее время в России активно, особенно с началом пандемии COVID-19, начали развиваться цифровые технологии. Прежде всего, это помощь искусственных нейросетей в распознавании и анализе рентгенологических изображений, МРТ, КТ и других диагностик. Эта работа начиналась еще в 2015-2016 годах и была направлена на поиск поражения легких опухолевым процессом. К этому присоединились работы, направленные на анализ и выявление пневмоний с помощью машинного интеллекта.
Само понятие «искусственный интеллект» – достаточно условное. На самом деле за ним стоит работа компьютера по алгоритму, который заложил в него человек. Это процесс не быстрый, потому что компьютер «учится» на больших объемах проанализированных данных, но процент ошибок у современных систем становится все меньше и меньше.
Эти системы призваны помочь врачу – особенно при анализе больших данных в наиболее распространенных нозологиях: это и первичная онкология, и вторичное поражение легких метастазами, и пневмонии, процент которых всегда был достаточно высок и в тот период, когда мы еще не столкнулись с COVID-19, а сейчас стал еще выше. Возможно, в дальнейшем новые технологии будут транслированы и на другие области исследований, говорит главный врач медицинской клиники НАКФФ Рыков Максим.
Ограничения на очные консультации, которые накладывались на работу медицинских организаций, привели к развитию технологий удаленного контакта. Стали развиваться платформы, которые позволяют с помощью приложений проводить телемедицинские консультации, и платформы, которые позволяют пациенту записываться удаленно на различные виды медицинской помощи и не тратить время на обращение к врачу лично в тех случаях, когда этого можно избежать.
Цифровизация, если под этим термином понимать весь комплекс цифровых услуг, уже давно захватывает нашу жизнь. Визиты к врачу становятся цифровыми, результаты исследований можно получать удаленно, даже наблюдение за пациентом можно проводить дистанционно, используя, например, персональные носимые устройства – смарт-часы. С их помощью можно удаленно принять неотложные меры в случае развития каких-либо жизненно угрожающих ситуаций для пациента, если его состояние не позволяет ему самому обратиться за помощью.
Разработчиками таких платформ выступают и некоторые российские компании. В настоящее время, когда пандемия закончилась, эти технологии можно транслировать и на другие области медицины
«Многие технологии тоже получили значимый толчок к развитию: реабилитация с помощью экзоскелета, клиническая биоинформатика, разнообразная диагностика in vitro, иммуногеномика, биопечать и многое другое», – комментирует врач-терапевт, основатель приложения «Справочник врача» Константин Хоманов.
Самый показательный пример – генная терапия или молекулярно-таргетное лечение некоторых онкологических заболеваний. Технологии позволяют подбирать лечение под конкретные мутации у каждого пациента, воздействовать точечно, уменьшая побочные эффекты и риск рецидива.
В будущем часть функций врача можно передать автоматизированной системе, что в перспективе снизит количество врачебных ошибок, уверен Хоманов. Полная замена доктора IT-решением невозможна, по крайней мере в ближайшем будущем. Но это и не нужно: необходимо улучшить доступ к медицинской помощи и персонифицировать подход к пациентам, а эту потребность цифровые технологии вполне могут закрыть, если не полностью, то в достаточной мере.
Совокупность ряда факторов – пандемия, растущий объем медицинских данных, зрелость технологий, необходимость сокращения расходов в медицине – стала драйвером для роста рынка медицинских решений в области искусственного интеллекта (ИИ). Первые федеральные инициативы по использованию ИИ в системах поддержки принятия врачебных решений (в первую очередь в онкологии и неонатологии) появились еще задолго до начала пандемии – в конце 2017 года в рамках проекта «Электронное здравоохранение». Предполагается, что мировой рынок в этом сегменте будет расти ежегодно на 45% до 2025 года, говорит директор по продуктам и технологиям Группы Т1 Александр Рожков.
ИИ сможет анализировать медицинские изображения, оценивать риски и вероятность заболеваний, понимать рукописные тексты (рецепты и другие документы врачей) и дистанционно оценивать состояние пациента. Ожидается, что новые технологии в течение трех лет создадут и протестируют ведущие медицинские вузы и стартапы. В соответствии с перспективным планом работы Технического комитета по стандартизации (ТК 164) до 2027 года должно быть разработано около 50 стандартов в области ИИ в здравоохранении.
Достаточно давно в мире используются системы мониторинга здоровья пациентов с помощью носимых IoT-устройств (Интернет вещей). Предполагается, что анализировать данные с подобных устройств будут цифровые двойники, интегрированные в системы принятия врачебных решений.
Есть несколько потенциальных направлений использования цифровых двойников в сфере здравоохранения. Во-первых, это виртуальная копия пациента. Во-вторых, с помощью цифровых двойников можно создавать виртуальные копии отдельных человеческих органов. Контроль состояния пациентов в режиме реального времени позволит быстро оповещать медперсонал об экстренных ситуациях, а обработка информации от цифровых двойников (носимых устройств, «умных» коек) позволит повысить скорость и качество обслуживания пациентов, снизить операционные расходы медучреждений. В-третьих, есть перспектива создания цифровых двойников физических объектов – медицинского оборудования, операционных, целых зданий медучреждений.
Цифровые копии объектов на основе BIM-технологий и Интернета вещей помогут медработникам, производителям медоборудования и инженерных систем моделировать нештатные ситуации, оптимизировать планировку помещений на основе виртуальной расстановки мебели или оборудования, отслеживать работу и осуществлять дистанционное предиктивное (опережающее) обслуживание дорогостоящего оборудования в течение их жизненного цикла.
В перспективе телеком-операторы с такими решениями могут выйти на новые целевые рынки – например, рынок «умного» страхования и фармацевтики. По прогнозам PwC, внедрение таких сервисов в сегмент стационарной медпомощи в российском здравоохранении могло бы сэкономить до 2025 года до 536 млрд рублей. В частности, экономия на перераспределение нагрузки медперсонала сбережет еще 148 млрд рублей, а оптимизация запасов медикаментов и оборудования – 228 млрд рублей, добавляет Рожков.
Одно из перспективных направлений развития современных технологий в медицине – совершенствование систем информационной безопасности и управления инфраструктурой открытых ключей (PKI). Совершенствование PKI может быть полезным для защищенного хранения медицинских данных, например, для предоставления доступа к медицинской тайне группе лиц, определенных самим пациентом. В будущем эти технологии способны повысить безопасность обмена чувствительными данными между медицинскими учреждениями, в том числе на международном уровне.
Еще один важный тренд в области PKI – новые возможности для аутентификации врачей. Если врач сможет заверять рецепты электронной подписью, а аптеки принимать такие документы – это откроет новые возможности для телемедицины, а также увеличит скорость оказания медицинских услуг. Помимо этого перевод всех процессов выдачи и проверки рецептов в электронный вид с использованием электронной подписи способен снизить уровень махинаций в обороте рецептурных препаратов, рассказывает системный архитектор компании «Аванпост» Евгений Галкин.
Среди последних технологий, которые уже внедряются в России, можно отметить перспективные разработки. Например, российский стартап Eyemove диагностирует болезнь Паркинсона по движению зрачков. Проект Scanderm с помощью машинного зрения анализирует фотографии кожи человека и диагностирует дерматологические заболевания. Стартап MDinc с помощью компьютерного зрения по частоте и схеме движения зрачков пользователя и результатам прохождения тестирования определяет психоневрологическое состояние, комментирует основатель health tech компании AIBY Ольга Осокина.
СберЗдоровье разрабатывает продукт по анализу тембра голоса для восприятия тонких различий в характеристиках речи для диагностики ментального состояния пациента. Цельс с помощью ИИ анализирует снимки для поддержки врача в диагностике онкозаболеваний. Insilico Medicine разработали технологию создания новых молекул с заданными свойствами, чтобы воздействовать на определенные биологические мишени, связанные с конкретными заболеваниями.
Телемедицина, или чтение снимков, не являются персонифицированными медтех продуктами, они лишь помогают определить факт наличия или отсутствия заболевания. В то же время проекты как Atlas Biomed Group и Genotek с помощью диагностики микробиоты кишечника и цепочки ДНК позволяют проанализировать параметры каждого отдельного пациента. У таких проектов получилось не только создать рынок, но и популяризировать заботу о здоровье и изучении своего происхождения и внутреннего состояния микрофлоры. Генетические тесты в целом набирают популярность в России – этот сегмент рынка вырос в 3 раза в 2021 году по сравнению с 2020 годом.
В России растет и рынок VR-технологий в здравоохранении. Они сейчас используются для обучения персонала, практики и изучения анатомии и манипуляций для студентов и интернов медицинских учреждений. Здесь хороший пример – MedVR Pro, отмечает Осокина.
Председатель совета Ассоциации цифровой трансформации Юрий Мышинский перечисляет несколько биомедицинских трендов. За три прошедших месяца этого года цифровое здравоохранение России получило уже больше 3 млн долларов США. Для сравнения, еще восемь лет назад, когда рынок только появлялся, объем инвестиций составлял чуть более полумиллиона долларов в год.
По словам эксперта, карта интересов инвесторов дает понимание о грядущих лидерах рынка: треть средств инвесторов направлена на телемедицину. Столько же привлекают компании, которые занимаются сервисами для пациентов (имеются в виду приложения для удаленной работы с психологом, сервис для записи в частные поликлиники и т.д.). На третьем месте по объему вложенных средств идет страхование в медицине. На четвертом месте – использование технологии ИИ в медицине.
Инвесторы предпочитают вкладываться в прагматичные сервисы, которые занимаются чем-то понятным. Но есть и примеры, когда компании предлагают откровенно визионерский взгляд на вещи и все равно находят себе инвестиции. Например, в прошлом году медицинский стартап OneCell, который разрабатывает платформу для онкодиагностики с использованием ИИ, привлек 3 млн долларов частных инвестиций. Так же смог привлечь деньги на развитие сервис Biodata – этот стартап занимается биохакингом, т.е. улучшением состояния организма с помощью биометрических индивидуальных рекомендаций.
Подробнее в сюжете: Медицина