Революционный метод борьбы с острым лейкозом у детей внедрили белорусские ученые. В пораженный организм запускают модифицированные клетки. Они распознают и уничтожают опухоль. Здоровые ткани не задевают. Восемь пациентов уже опробовали методику. В чем ее суть и каковы перспективы, узнала корреспондент «МИР 24» Ольга Забелич.
Страшный диагноз отступил. Пятиклассник Дима Рабцевич идет на поправку. Мальчика прооперировали в Республиканском центре детской онкологии. Подобрали химиотерапию. Помогает организму и правильный настрой.
«Меня называют профессором, директором. По тебе заметно, что ты серьезный парень, потому что в очках!» – поделился юный пациент.
А семилетний Андрей Левкович здесь в третий раз. В 2018-м в его крови обнаружили лимфобласты. Через год случился рецидив. Следом – второй. Врачи сказали: химиотерапия уже слишком токсична для мальчика. Предложили экспериментальную методику лечения. Биологическое лекарство на основе собственных клеток.
«Было, конечно, страшновато, но все прошло замечательно. Сейчас все анализы хорошие. Спасибо хочется сказать, что помогали, что все-таки лечат», – сказала мама Андрея Надежда Куляк.
«Почему картэ-клетки называют живым лекарством? Сигналы, которые проходят внутрь клетки через рецептор, внутрь картэ-клетки, не только ее активируют на убийство опухолевой клетки, но и заставляют ее делиться. Если вы вводите одну клетку пациенту, то через 10-14 дней их становится тысяча», – старший научный сотрудник лаборатории иммунологических исследований Александр Мигас.
В СНГ такой метод применяет и Россия, а в Беларуси технология появилась с открытием спецлаборатории. Цена вопроса – миллион долларов. В декабре 2020-го президенту республики Александру Лукашенко презентовали новинку. Тогда он высказался однозначно: это не деньги, когда на кону жизнь ребенка.
«Продукт, который разрабатывают за рубежом на специальных биологических заводах, стоит от 250 до 500 тысяч евро. Здесь у нас стоимость этого продукта с учетом расходного материала, реактивов, оборудования, работы сотрудников в среднем обходится в 10 тысяч долларов», – пояснила заместитель директора Республиканского научно-практического центра детской онкологии Инна Пролесковская.
Больше чем за год клеточную иммунотерапию применили к восьми маленьким пациентам. Андрей Левкович в их числе. Сейчас идут клинические исследования. Когда метод поможет 20 больным, он получит широкое распространение, и шансов на жизнь станет больше.
Подробнее в сюжете: Медицина и психология
Читайте также: