В России научились выращивать саженцы для интенсивного садоводства, которое сейчас очень активно развивается на юге страны и Центральном Черноземье. Раньше деревья привозили из Италии и Голландии. Эксперты говорят – недостатка в плодах и ягодах у россиян точно не будет: главное сейчас поддержать своего производителя. Алла Дячкина – коммерческий директор фирм «Базис» и «Центр Питомник», она представляет агрохолдинг, который является самым крупным на юге России и Северо-Кавказском федеральном округе. Предприятие занимается выращиванием и комплексной закладкой интенсивных садов, что называется, под ключ. От саженцев до шпалеры, капельной системы орошения и противоградовой сетки. Даже садовую технику в агрохолдинге производят сами.
По словам Аллы Дячкиной, на систему интенсивного садоводства были потрачены большие государственные деньги. «Субсидии давались в течение последних 7 лет. Почему государство до сих пор не хотело получать обратно эти деньги, я не знаю. Это неправильно. То есть, все внимание сейчас должно быть на поддержку своего производителя. Почему мы давали заработать фермерам польским, итальянским, сербским, иранским, кому-то еще, но только не своим? По идее, все деньги должны остаться здесь. Сейчас у нас реальная возможность вывести садоводство на очень высокий уровень. Закладки будут серьезные. Мы себя не только яблоком, грушей, косточковыми обеспечим», – говорит коммерческий директор.
«Сейчас будет очень большой рывок в развитии. Для наших садоводов ситуация тоже выравнивается, потому что с реализацией яблок есть свои сложности. У нас на сегодняшний день картина примерно такая: 30% яблок собственного производства, 70% – это импорт. Я считаю, что должно быть наоборот. То есть, у нас в этом году были очень большие импортные поставки», – объясняет Алла Дячкина.
Как говорит представитель агрохолдинга, у того, что привозится из-за рубежа, совершенно другое качество. «Это уже сети здесь регулируют. Естественно, как у любого перекупщика, у них идея следующая: купить подешевле, продать подороже. Покупали и по 30, и 35 рублей. Я регулярно езжу в Москву, дешевле 110-120 рублей я яблок не видела. Причем я не видела яблок нашего производства. Было все что угодно и низкого качества. Яблоко у нас получается лучше, чем в Италии. Потому что, естественно, они срывают его раньше. 3-5 тысяч километров, чтобы привезти сюда – это уже что-то значит. Они специально срывают их раньше, чтобы они были плотные, зеленые и дольше лежали. Наши яблоки срываются в соответствии с регламентом, там и сахара достаточно, и зрелость определенная. И наши яблоки очень вкусные и высокого качества. То, что продается в магазинах, на мой взгляд, не выдерживает никакой критики. В данном случае здесь зарабатывает не производитель, а сети. Потому что у них прибыль 200, даже 300 %», – говорит Дячкина.
«Наш посадочный материал самого высокого качества. Почку сортовую мы берем из своего маточно-черенкового сада. То есть в свое время мы привезли из Европы элиту сортов, высадили у себя сад. Сама технология выращивания яблок итальянская. Агроном у нас тоже итальянец – Марко Гербин. Он в России живет уже с 2010 года, у нас и работает. Сначала это был такой приезд-уезд на сезон. Но на сегодняшний день он уже здесь живет постоянно. Он купил квартиру и живет в Нальчике, работает на нашем питомнике», – рассказывает женщина.
По словам представителя агрохолдинга, ограничения на работу, безусловно, повлияют. «Потому что все-таки основную химию, основные удобрения мы получали у европейских фирм, которые здесь на рынке представлены. Сейчас будем как-то выкручиваться, менять логистику поставок. Что касается техники – специализированную для питомника мы производим сами. Техническое образование позволяет, поэтому мы взяли в свое время старое немецкое оборудование, немецкие агрегаты: опрыскиватели, гербицидники, мы все это дело раздеталировали, и на сегодняшний день для своего питомника технику мы производим сами. Что-то делается в Москве, что-то делается у нас на местных предприятиях, сборка у нас осуществляется на своей базе. Есть свой механический цех, все сервисное обслуживание этой техники мы осуществляем тоже сами», – говорит Дячкина.
«Сейчас мы озадачились, начали делать чертежи на все опрыскиватели, на все единицы техники, которые еще нужны для садов. Потому что есть определенная сложность с завозом импортной техники. То есть, мы не можем платить в евро, соответственно, без оплаты нам эту технику не грузят, но государство много делает для предпринимательства, промышленности – сейчас, например, будут выделяться субсидии, гранты на производителей техники. Я надеюсь, что мы в эту программу войдем. Поэтому мы планируем в течение ближайшего времени – это месяцев 6-9 – освоить производство садовой техники у себя. И будем делать то же самое с химией. Здесь, конечно, сложно. Будем перестраивать технологию. То есть, сложность в чем – на Западе есть определенные препараты, которые позволяют коронировать саженец в течение одного сезона. В России этого препарата пока не производят. В любом случае это будет, может быть, китайское производство, не европейское», – отмечает она.
По словам Дячкиной, на сегодняшний день они поставляют саженцы и в садовые хозяйства Северо-Кавказского округа – в Дагестан, Чечню, Осетию, Кабардино-Балкарию, в Ставрополье и Краснодар. «Если брать Черноземную зону России – это Белгород, Липецк, Воронеж. Сейчас мы ведем переговоры, и я надеюсь, что будет заключен контракт по поставке саженцев в Казахстан и Армению. К нам приезжали представители заказчика, они смотрели наши саженцы. Их полностью все устроило. По стоимости это получается дешевле, чем европейские, логистика ближе. И я надеюсь, что в этом году мы заключим контракты и осуществим поставки в ближнее зарубежье», – делится планами коммерческий директор.
Хранилища для фруктов строят сейчас по всей стране. Вместимость каждого – до 100 тысяч тонн. Плоды в них не испортятся, витамины сохранятся до прилавка, а запасов фруктов хватит до следующего урожая. До середины апреля в питомниках страны еще планируют высадить больше двух десятков миллионов саженцев.
Подробнее в сюжете: Мировой сюжет