Музейное сообщество публично поблагодарило сотрудников посольства России в Хельсинки за помощь в возращении на родину коллекции картин из Эрмитажа, Пушкинского музея и Третьяковки. Репортаж корреспондента «МИР 24» из Санкт-Петербурга Андрея Захарова.
Флора Фарнезская авторства итальянского скульптора Карло Альбачини – один из девяти шедевров Эрмитажа, вернувшихся домой с европейских гастролей.
«Она очень хорошего мрамора и хорошей сохранности», – говорит заведующий отделом западноевропейского изобразительного искусства Эрмитажа Сергей Андросов.
В Третьяковке и в Пушкинском музее встречают шедевры Кандинского и классику передвижников.
«Состояние всех произведений, вернувшихся после длительного путешествия, удовлетворительное», – отметила главный хранитель Третьяковской галереи Татьяна Городкова.
Экспонаты из шести российских музеев были частью двух выставок, проходивших в Италии – в Милане и в Удине. После закрытия в конце марта предметы искусства отправились в Россию. Но без приключений не обошлось. По одной из версий, у сопровождающих не было документов о принадлежности работ и статусе их нахождения в Европе. По другой, они якобы ввозились одним путем, а вывозились другим. В начале февраля финская таможня не дала добро и задержала грузовики логистической компании на границе.
«Таможня начала предварительное расследование. Таможенные органы подозревают, что грузы содержат товары, подпадающие под действие санкций», – заявлял директор отдела таможенного контроля Финляндии Сами Ракшит.
Согласно стандартам музейной безопасности, о маршрутах и времени перевозки произведений искусства нельзя информировать сторонних лиц. Из-за сложностей в международном сообщении и введенных ограничений логистика автомобильных перевозок резко поменялась. Ящики с надписью «хрупко» финны хоть и не вскрыли, но все же выгрузили, что называется «до выяснения обстоятельств», и направили запрос в Еврокомиссию.
«Культурные обмены, выставочные обмены имеют особый статус и не подчиняются на сегодня многим требованиям. Это важно», – заявил генеральный директор Эрмитажа Михаил Пиотровский.
Весной 1955-го СССР вернул более полутора миллионов художественных произведений, в том числе шедевры Дрезденской картинной галереи, которые стали трофеями Красной Армии после Второй мировой. По всем законам и обычаям войны страна имела на них все права, но советское правительство поступило благородно. Спустя 67 лет благодарность от европейских партнеров – задержание на границе сокровищ русских музеев.
В музейном мире существуют стандарты транспортировки при выставочном обмене. В договорах между музеями и контрагентами прописано все до мелочей: точные сроки доставки и требования к автомобилям и норме температуры и влажности. Дышащая пленка, стрейч и пузырчатая упаковка. За 20 лет галерист Реваз Жвания вывозил за рубеж и возвращал в Петербург десятки выставок.
«При транспортировке могут продавить картину, и это будет требовать реставрации самого произведения искусства, например, 10%, – это один случай, второй случай, ее, например, водой залили полностью», – рассказал директор галереи Реваз Жвания.
Классический пример. На «гастролях» «Моны Лизы» в Америке шедевр сопровождала военизированная охрана. Но и она не уберегла от обычного пожарного разбрызгивателя.
Риск выставочного обмена высоким был всегда, еще в эпоху его пионеров – русских художников-передвижников. Свой главный труд – цикл картин «Из жизни Христа» – передвижник Василий Поленов решил отправить аж через океан, на выставку в Америку. Говорят, в апреле 1912-го года знаменитую евангельскую серию, уже упакованную, должны были отгрузить, но не успели – пароход ушел, не стал ждать. Тот корабль назывался «Титаник».
Пока Еврокомиссия готовила ответ, финская таможня продолжала собственное расследование.
Куратор межмузейных выставок Мария Санти объясняет: опасность не вернуться у ценностей есть всегда. Однако у Морозовых особые гарантии неприкосновенности. Министр культуры Франции Розелин Башло даже указ соответствующий подписала.