Пять раз его признавали лучшим хоккеистом СССР, трижды – лучшим хоккеистом Европы, четырежды – лучшим вратарем мира на чемпионатах мира. Международная Федерация хоккея назвала его лучшим хоккеистом XX века. 25 апреля Владиславу Александровичу Третьяку исполняется 70 лет. Mir24.tv рассказывает, как простой советский парень стал самым титулованным хоккеистом мира.
Будущий чемпион мирового хоккея родился в селе Орудьево Дмитровского района Московской области. Его отец был военным летчиком, командиром полка в Чкаловской дивизии особого назначения. Мать – учитель физкультуры, в молодости играла в хоккей с мячом в составе женской команды за первенство Москвы. Родители приучали Владислава к дисциплине и настойчивости, требовали ответственности за свои поступки и никогда не баловали его. Это закаляло характер мальчика и приучало его добиваться всего самому.
С детства Владислав увлекался разными видами спорта: занимался лыжными гонками, футболом, спортивной гимнастикой и плаванием. Вместе с родителями каждое воскресенье ходил на каток в ЦПКиО имени Горького. Встреча с хоккеем для мальчика произошла случайно: однажды он увидел двух ребят, которые занимались в хоккейной школе ЦСКА и были одеты в хоккейную форму. Форма заворожила Владислава. В тот же день он твердо заявил матери, что хочет получить точно такую же. Мать улыбнулась, но возражать не стала.
На следующее утро мальчик отправился в детскую спортивную школу ЦСКА на Ленинградском проспекте, где проходил набор юных хоккеистов. На искусственном льду Дворца спорта оказалось много московских мальчишек, которые мечтали стать хоккеистами. Экзаменовали строго, отсев был жестким. Помимо прочего, отбирали тех, кто умел кататься спиной вперед, что для Владислава не было в новинку благодаря семейным походам на каток. Из всех претендентов отобрали четверых ребят, среди них оказался и счастливый Владислав.
Поначалу Третьяк тренировался на позиции нападающего, но настоящей хоккейной формы на всех не хватало, поэтому мальчик переживал. Как раз в это время в команду искали вратаря. Тогда мальчик подошел к своему первому тренеру Виталию Ерфилову и заявил, что готов встать на ворота в обмен на настоящую форму. Так Третьяк стал голкипером.
Первое время отец скептически относился к новому увлечению сына, говоря, что вратарь похож на дворника с метлой. Однако впоследствии он изменил свое мнение и стал заядлым болельщиком хоккея.
Летом 1967 года, когда Третьяк играл в юношеской команде ЦСКА, на молодого вратаря обратил внимание главный тренер клуба Анатолий Тарасов. Владиславу позволили заниматься вместе с профессиональными игроками. Но в середине июля команда уехала на юг, и Владислав вернулся в юношескую команду. Тем не менее его звездный час приближался.
В следующем году он стал серебряным призером первенства СССР среди юношеских команд и был признан лучшим вратарем турнира. Уже в 17 лет Третьяк был включен в состав сборной страны по хоккею, дебютировав в матче ЦСКА против «Спартака». В 1969 он становится чемпионом СССР среди молодежных команд, а также признается лучшим вратарем. Вскоре Анатолий Тарасов, возглавлявший тогда и национальную команду, пригласил его в сборную СССР. С тех пор целых 15 лет Третьяк защищал ворота ЦСКА и сборной Советского Союза. Тогда же молодой голкипер стал играть под своим знаменитым номером «20».
По признанию Третьяка, путь к спортивным достижениям давался нелегко. Удивительно, но молодой голкипер боялся шайбы и страстно желал уничтожить в себе тот самый страх, когда на вратаря с бешеной скоростью несутся нападающие. Нужно было во что бы то ни стало научиться управлять собой. «Больно – терпи. Трудно – терпи. И думай. Все время думай, как сыграть лучше, надежнее…» – вспоминал хоккеист.
Свою первую игру в составе советской сборной Третьяк провел 3 декабря 1969 года на турнире на приз газеты «Известия» со сборной Финляндии. Как вспоминал хоккеист, опытные игроки прозвали его «Птенцом» «из-за длинной шеи и тонкого голоса».
Дальше – больше. В 1970 году он в составе сборной СССР играет на чемпионате мира, где в первый раз становится золотым призером. Чемпионат мира 1971 года в Швейцарии запомнился оригинальным ходом Анатолия Тарасова. Чтобы поддержать команду после первого периода в финальной встрече со шведами, которые вели со счетом 1:2, он запел песню «Черный ворон». И это сработало – хоккеисты воодушевились, выиграв матч со счетом 6:3, а Третьяк во второй раз стал чемпионом мира.
Осенью 1972 года сборную СССР ждало новое испытание – им предстояло встретиться с канадскими хоккеистами из НХЛ. Игроки национальной лиги тогда не принимали участия в чемпионатах мира и Олимпиадах и считали себя королями хоккея. Победы советской сборной вынудили канадцев, поначалу смотревших на происходящее свысока, бросить вызов хоккеистам из СССР и проучить выскочек. Первый матч исторической суперсерии должен был состояться 2 сентября 1972 года в Монреале.
Перед началом игр в Москву прилетели тренер клуба «Торонто Мейпл Ливс» Джон Маклеллан и ветеран той же команды Боб Дэвидсон, чтобы посмотреть товарищеские матчи советской сборной. Канадцы весьма смутно представляли себе советский хоккей, а еще меньше знали о Третьяке, поэтому они хотели ознакомиться с игрой наших хоккеистов.
На товарищеском матче сборной СССР и ЦСКА Третьяк играл хуже некуда и пропустил девять голов. Канадские наблюдатели отмечали: «Третьяк, кажется, еще очень молод, чтобы выстоять против НХЛ. В трудных ситуациях он проявляет нерешительность. Вратарь – самое ненадежное звено в советской команде». Такие настроения сохранялись в канадских газетах вплоть до начала первого матча, так что казалось – русский голкипер перед натиском профессионалов не устоит.
Историки хоккея считают, что тогда главный тренер сборной Всеволод Бобров решил обхитрить гостей из Канады, поэтому игроки сборной нарочно играли плохо и сбили с толка наблюдателей из НХЛ. Сам Третьяк рассказывал, что на следующий день должна была состояться его свадьба – он просто не мог сосредоточиться на игре.
Суперсерия 1972 года состояла из восьми матчей и завершилась победой канадцев, но по общему количеству забитых шайб лидировала советская сборная – 32 против 31. Решающую шайбу в последнем матче серии за 34 секунды до финальной сирены забил Пол Хендерсон. Этот момент стал настолько важным для ошеломленных канадцев, что был запечатлен на памятных монетах, на которые попал и Третьяк. «Этот гол я всегда буду считать самым обидным из всех пропущенных», – вспоминал вратарь, ведь в той атаке он отразил первый бросок и пропустил шайбу лишь с добивания в ворота.
«Я – вратарь. Моя стихия – кипящий страстями каток. Я люблю ощущать себя в гуще хоккейных сражений – когда свистят и бухают о деревянные борты шайбы, когда искры летят из-под коньков, а от горячего дыхания спортсменов, кажется, вот-вот растает лед. Я люблю, когда сердце от напряжения готово выскочить из груди, и пот застилает глаза, и безумствуют трибуны, и атаки соперников, как волны, накатываются на мои ворота, – я люблю, потому что это моя жизнь», – писал Владислав Третьяк в своей книге «Когда льду жарко…»
В зимний сезон 1975/1976 годов в Северную Америку отправились советские команды ЦСКА и «Крылья Советов» для участия в первой серии игр с клубами НХЛ. 31 декабря 1975 года Третьяк принял участие в «величайшем матче в истории хоккея» – «Монреаль Канадиенс» против ЦСКА. Монреальский «Форум» в тот вечер был забит до отказа, от рева трибун закладывало уши, не было слышно даже собственного голоса. Этот матч считается одним из лучших хоккейных соревнований, команды здесь показали высочайшую технику игры. Советский голкипер доставал самые сложные броски шайбы и отражал атаки в немыслимых сэйвах – блокировках шайбы, направленной в створ ворот. Встреча завершилась ничьей со счетом 3:3, а Третьяк вошел в тройку лучших игроков матча.
В плотном графике тренировок и матчей Третьяк успевал учиться и получать образование. В 1976 году он окончил Смоленский государственный институт физической культуры, в а 1983 году завершил обучение в Военно-политической академии имени В.И. Ленина.
В череде побед бывали и досадные поражения. В 1980 году на Олимпиаде в Лейк-Плэсиде сборная СССР вместе с Третьяком неожиданно оступилась, потерпев поражение от студенческой сборной США. В том матче лучший американский нападающий Марк Джонсон прорвался к воротам, обвел Третьяка и забил гол за секунду до конца периода. Гол был засчитан, и командам пришлось доиграть оставшуюся секунду периода.
В перерыве тренер сборной СССР Виктор Тихонов принял решение поменять Третьяка на второго вратаря. Впоследствии тренер признавался с горечью: «Я, к сожалению, послушал тех, кто советовал мне после ошибки Владислава Третьяка на последней минуте первого периода заменить его на Владимира Мышкина. Потом я извинился перед Владиславом». За оставшиеся два периода положение выправить не удалось: наши хоккеисты забросили одну шайбу, но пропустили еще две. Игра завершилась со счетом 3:4 в пользу американцев и вошла в историю хоккея как «чудо на льду».
Третьяк вспоминал, что после этого матча хотел уйти из хоккея, но нашел в себе силы и упрямство играть дальше. И продолжать выигрывать. В 1981 году на Кубке Канады победу одержала сборная СССР, обыгравшая канадцев в финале со счетом 8:1. Лучшим игроком турнира был признан Владислав Третьяк.
В феврале 1984 года на зимней Олимпиаде в Сараево советские хоккеисты обыграли в финале сборную Чехословакии, получив золото турнира. Игра складывалась напряженно, но была, в принципе, предсказуемой: советская сборная уверенно победила со счетом 2:0. Третьяк впервые в истории хоккея стал вратарем-трехкратным олимпийским чемпионом, установив новый рекорд в своей карьере.
22 декабря 1984 года Третьяк в последний раз появился на льду как профессиональный игрок. Ему было всего 32 года, когда он ушел из хоккея, поскольку хотел больше времени проводить с семьей. Он просил Тихонова разрешить ему приезжать в команду за день до игры, но тренер был непреклонен – либо с командой, либо никак – и отказал Третьяку. Впереди были плодотворные годы тренерской работы, а потом и общественно-политической деятельности в роли депутата Государственной Думы разных созывов. А еще крепкая семейная традиция: по стопам деда пошел его внук Максим, который сейчас является вратарем хоккейного клуба «Сочи».
Когда стало известно, что Третьяк завершил спортивную карьеру, тренер канадской сборной Дэйв Кинг сказал следующее: «Я видел хороших вратарей. Видел отличных. Но не видел голкипера, кроме вашего Третьяка, который был бы в форме всегда».
В историю хоккея Владислав Третьяк вошел как величайший вратарь, а также единственный советский игрок, участвовавший в четырех Олимпиадах. В общей сложности он – обладатель 90 медалей, в том числе 3 золотых олимпийских, 10 золотых медалей чемпионата мира, 12 золотых – чемпионата Европы. В 2008 году его выбрали в Символическую сборную столетия Международной федерации хоккея на льду, куда вошли шесть наиболее успешных хоккеистов за всю историю международных хоккейных соревнований.
Подробнее в сюжете: Хоккей
Читайте также: