Духовые музыкальные инструменты – обязательная составляющая симфонических оркестров, без них не обходятся выступления музыкантов на концертах – от джазовых до классических. И при этом для их производства и обслуживания требуется работа мастеров, которые годами шлифуют свои профессиональные навыки, чтобы музыканты могли играть, а слушатели наслаждаться музыкой. О том, как проходит реставрация музыкальных инструментов и почему для их ремонта важно самому играть на сцене, корреспонденту Mir24.tv рассказал мастер «Ателье Гончарова» Евгений Малых.
Изначально ателье возникло из ремонтной мастерской 10 лет назад. Его основал Владислав Гончаров, который начинал как единственный работник своей мастерской. Первым местом для ремонта инструментов стала комната в общежитии Московской консерватории имени П. И. Чайковского, в которой тогда учился Владислав. За несколько лет предприятие превратилось в ведущую мастерскую по ремонту и реставрации духовых музыкальных инструментов. А три года назад мастерская доросла до собственного производства, которое открылось в Нижегородской области. Сейчас ателье производит более 500 инструментов в год. Для сравнения: по данным консалтингового агентства Discovery Research Group, в 2020 году в России было произведено 9 245 духовых музыкальных инструментов.
«В 2021 году ателье получило статус отечественного производителя инструментов, что помогло заметно расширить рынок сбыта. Из духовых инструментов мы пока единственные производители, получившие официальную лицензию», – рассказывает Евгений.
В прошлом году появилось Распоряжение Правительства РФ от 10 сентября 2021 г. № 2526-р «О закупках музыкальных инструментов для оснащения детских школ искусств». Благодаря этой мере поддержки ателье нарастило производственные масштабы и смогло поставлять инструменты для комплектации детских духовых оркестров.
«На данный момент локализировано на 100 % производство только одного инструмента – фагота. При этом из всей линейки духовых инструментов – это самый сложный инструмент. Во-первых, он один из самых дорогостоящих, а во-вторых, его производство технологически очень сложное. Дерево для фагота выдерживается 10-15 лет. В качестве материала для древесины используется белый клен (явор), который специально закупается на Кавказе. Таким образом, от древесины до винтика в фаготах – все отечественного производства», – подчеркивает мастер.
Что касается медных духовых инструментов, то собственные токарные станки с ЧПУ оборудованием из Японии, Германии, Швейцарии и Тайваня дают возможность контролировать качество и изменять параметры деталей под запросы заказчиков. Часть комплектующих приобретается на фабриках французской компании Buuffet-Group, а также словацкой фирмы Bach.
Ателье производит порядка 50 наименований духовых музыкальных инструментов, которые делятся на деревянные и медные. К первым относят в основном кларнеты, саксофоны, флейты, гобои и фаготы. Ко вторым – трубы, тромбоны, валторны и тубы. Каждое семейство инструментов включает родственные модели, к примеру, саксофоны делятся на альт, сопрано, тенор и баритон. Все они производятся в ателье.
Деревянные духовые инструменты генерируют звук в результате колебаний заключенного в них столба воздуха. Высота звучания определяется в них размерами: чем больше заключенный в них объем воздуха и соответственно медленнее его колебания, тем ниже издаваемый инструментом звук. И наоборот, чем меньше объем воздуха, тем выше издаваемый инструментом звук. Дополнительно высота звучания регулируется специальными клапанами. Несмотря на название, многие деревянные духовые производятся из других материалов: пластика, алюминия и даже стекла. Например, саксофон, который относят к деревянным духовым, вообще никогда не изготавливался из дерева.
Медные духовые инструменты называются так потому, что их первые представители изготавливались из меди, однако сейчас в производстве используют латунь, серебро и дюраль. Высота звука в медных духовых регулируется положением губ, силой выдуваемого воздуха и нажатием на клапаны (вентили), которые открывают и закрывают дополнительные трубки инструмента.
У каждого инструмента процесс эксплуатации занимает разные сроки. Многое зависит от качества ухода. Допустим, если взять саксофон, то как минимум раз в год его необходимо регулировать и примерно раз в 5 лет инструменту необходим капитальный ремонт. Что касается медных инструментов, то срок от начала эксплуатации до капитального ремонта увеличивается до 10-15 лет, в зависимости от того, как обращаются с инструментом.
«Знакомство с музыкальным инструментом начинается с поверхности. Покрытие инструмента может быть лаковым или гальваническим. Гальванику наносят серебром, золотом, родием и другими металлами. Это необходимо для того, чтобы защитить поверхность инструмента. Например, частым материалом является латунь, которая сильно окисляется, в результате чего инструмент теряет свой облик. Состояние защитного покрытия еще зависит от уровня кислотности (pH) человеческих рук, проще говоря – от потливости. Бывает, что спустя 2 месяца после того, как человек начинает играть на саксофоне, защитное покрытие сходит в местах, где руки соприкасались с металлом. И подновлять покрытие приходится тогда несколько раз в год», – говорит Евгений.
Понятие «ремонт» включает не только устранение неисправностей, но и поддержание инструмента в рабочем состоянии. Иными словами, ремонтные работы направлены на восстановление исполнительских качеств инструмента. У медных инструментов наиболее распространенными дефектами являются вмятины на поверхности металла и пайка соединений.
Металл у них достаточно тонкий, от 0,25 до 0,6 мм, особенно на раструбах и мундштучных трубках, и легко подвергается механическим повреждениям. Что касается деревянных инструментов, то поломки случаются в регулировке механизмов, что связано с большим количеством клапанно-рычажных элементов (на саксофоне – до 25 клапанов). Каждый клапан должен четко работать и сам по себе, и в коннекте с другими клапанами.
Иногда вместо ремонта требуется модификация инструмента. К примеру, бывает необходимо изменить звучание на трубе. Для этого заменяют раструб, мундштучную трубку или меняют покрытие, вплоть до полного обезлачивания поверхности – некоторые музыканты верят, что так улучшается акустика инструмента. По словам мастера, «профессиональные музыканты склонны считать, что каждая мелочь имеет значение для инструмента. Бывает, что маленькие металлические пластинки крепят к основному телу инструмента. Это, по мнению музыкантов, заставляет инструмент играть лучше благодаря дополнительным вибрациям, доступным для самого тонкого уровня профессионального слуха».
«На моей практике как мастера медных духовых инструментов попадался экземпляр начала XVIII века. Это была труба, которая в фактическом состоянии плохо сохранилась, но с помощью современных технологий нам удалось восстановить корректную работу пистонного механизма (вентиля для регулирования подачи воздуха), не меняя в основном действующие запчасти. Затем гальваническим покрытием мы придали ему вид почти нового инструмента», – вспоминает Евгений.
По словам мастера, самым дорогостоящим видом ремонтных работ является покрытие защитным слоем. В зависимости от материала покрытия инструмент можно сделать дороже в несколько раз, например, покрыв трубу слоем платины или 24-каратным золотом.
Все работники реставрационного ателье имеют музыкальное образование, а также играют на музыкальных инструментах. Поэтому каждый мастер не только ремонтирует инструменты, но и самостоятельно проверяет свою работу и настраивает инструмент перед сдачей заказчику. Иногда бывает, что в сложных случаях проводятся коллективные тестирования инструмента. Для этого собираются консилиумы: например, несколько саксофонистов по очереди пробуют инструмент на исправность и качество звучания, после чего каждый высказывает свое экспертное заключение по улучшению качества выполненных работ. Тем самым мастера могут корректировать работу друг друга и совместными усилиями выявляют недоработки, которые исправляет мастер, непосредственно работающий с этим инструментом.
И, разумеется, мастера ателье играют в музыкальных оркестрах. Один из мастеров ателье – Станислав Пялов – выступает в составе Российского квартета саксофонистов. При этом Станислав является сертифицированным мастером по ремонту саксофонов и доводке мундштуков.
В основном мастера по ремонту музыкальных инструментов, работающих в России, являются самоучками. Тем не менее специалисты ателье получают профессиональный опыт на стажировках в Европе. Полученные в ходе обучения за границей навыки мастера передают молодым ребятам, которые приходят работать в мастерскую.
Евгений говорит, что лично он учился сборке и ремонту инструментов на заводах Юргена Фохта и Энгельберта Шмида в Германии – по тромбонам и валторнам, соответственно. Несколько мастеров проходили стажировку на заводе «Selmer» во Франции и стали сертифицированными специалистами. Эта компания-производитель музыкальных инструментов основана в Париже в 1885 году Анри Сельмером и считается одним из ведущих в мире производителей высококачественных деревянных и медных духовых инструментов. Наибольшую популярность у музыкантов завоевали их фирменные саксофоны.
Как отмечает Евгений, в стране существуют ассоциации фортепианных и скрипичных мастеров, но ассоциация духовых мастеров пока не создана. Поскольку производство музыкальных инструментов в основном перенесено в Россию, индустрию необходимо обслуживать профессионалам. Поэтому среди работников ателье появилась подобная инициатива – создать отечественное профессиональное сообщество, как это распространено в Европе, где развита сеть мануфактур и мастерских, объединенных в Гильдию музыкальных мастеров.
Подробнее в сюжете: Музыкальная шкатулка