От тяжелого гепатита неизвестного происхождения в мире скончались больше 10 детей. Счет заболевших загадочной инфекцией идет на сотни. Что может ее вызывать и как защитить здоровье ребенка, в эфире телеканала «МИР 24» рассказала кандидат медицинских наук, неонатолог, педиатр Рабият Зайниддинова.
- По данным ВОЗ, с начала апреля тяжелый гепатит неизвестного происхождения выявлен в 21 стране, включая Молдову. Большинство случаев зарегистрировали в Великобритании и США. Насколько велик риск превращения вспышки заболевания в эпидемию, на ваш взгляд?
Рабият Зайниддинова: Сложно сказать. Эпидемия – это все-таки более масштабный формат. Мы на сегодня, к сожалению, мало информированы, и клиницисты здесь четко идут за спиной эпидемиологов. Пока идет сбор информации и звучат лишь рабочие версии.
Рабият Зайниддинова: Вероятно, потому, что, по одной из рабочих версий на сегодня, это возраст активной социализации и все еще незрелой иммунной системы. В этом возрасте дети в принципе часто болеют стандартными рутинными ОРВИ. Так формируется их иммунная «книга памяти», которая остается с человеком на всю жизнь. Знакомство с каждым вирусом записывается в наш иммунитет, в этот огромный толстенный талмуд в виде антител, которые будут циркулировать всю жизнь. Вероятно, это один из вариантов, почему именно эта возрастная когорта более уязвима. И именно дети этой возрастной категории традиционно в фокусе внимания педиатров.
- Симптомы заболевания как при гастроэнтерите – боли в животе, тошнота, диарея, невысокая или вовсе нормальная температуры. А затем уже появляются типичные признаки гепатита. Как они выглядят, эти признаки? И давайте поясним, что такое гепатит с медицинской точки зрения.
Рабият Зайниддинова: Гепатит – это острый воспалительный процесс, заболевание печени. И поскольку печень – это биохимическая лаборатория нашего организма, логично, что от сбоя в ее работе начинает сбоить вся работа механизма в целом. Есть общие симптомы, которые вы перечислили, и есть специфические симптомы гепатита, которые проявляются в виде изменения структуры и цвета кожных покровов. Кожа пациента с гепатитом бледная, сухая, шелушащаяся, и на этом фоне часто проступает желтизна, также могут окрашиваться и склеры глаз. Кроме того, есть такой симптом, как изменения цвета мочи. А на самой коже проступает измененный сосудистый рисунок в виде сосудистой звездочки. И, конечно, все это может сопровождаться повышением температуры и общей симптоматикой поражения ЖКТ. Такой, как рвота, диарея, выраженные боли, метеоризм и все то, что вы перечислили. Симптоматика неспецифичная, но достаточно яркая, если ориентироваться на проявление симптомов желтухи.
- Но обычно заболевания печени у детей связаны с гепатитом А. Но здесь у пациентов ни он, ни другого типа гепатиты не обнаружены. А нашли у 75% аденовирус Ф41. Что это за зверь?
Рабият Зайниддинова: Да, вы абсолютно правы, это парадоксальная ситуация. Мы знаем об основных серотипах вируса гепатита, который передается либо орально-фекальным путем, посредством контакта непосредственно с заболевшим, либо путем вертикальной передачи или передачи через кровь – это половой путь, это посещение стоматолога, это инъекции в случае, если не соблюдалась техника безопасности. Это, скорее, относится к вирусу гепатита В.
Для детей наиболее частая проблема – поражение вирусом гепатита А или, как мы его называем, желтухой или болезнью грязных рук. Когда мы говорим об этой непонятной пока еще для специалистов вспышке, действительно неясно, почему ни один из известных нам серотипов вируса гепатита не был выявлен. И более того, действительно в ряде случаев есть обнаружение аденовирусов подтипа Ф41, с которым дети знакомятся в более раннем возрасте. И, надо сказать, что в обычной рутинной практике этот серотип заболевания, который вызывает этот аденовирус, не вызывает картины острого гепатита, вот что странно. Дело в том, что аденовирус Ф41 имеет особенное сродство, как говорят врачи, тропность к эндотелию, к эпителию слизистой кишечника. То есть слизистая кишечника этот вирус принимает более активно, менее защищенно, и разворачивается картина так называемого кишечного синдрома при аденовирусной инфекции – беспокойство, боли, метеоризм, возможен подъем температуры, даже рвота и диарея. Но эти симптомы текут не тяжело и сворачиваются достаточно быстро. Такова особенность течения этого вируса у детей раннего возраста.
- Как довольно безобидный аденовирус смог стать причиной тяжелого гепатита, пока остается загадкой. Но есть разные версии, одна из гипотез – поздняя встреча с данным штаммом. Насколько это правдоподобно?
Рабият Зайниддинова: Сложно сказать, мы говорим о том, что в иммунную книгу памяти все вирусы пишутся с рождения. И все эти знакомства фиксируются у большинства детей с самого раннего возраста. 5-7-10 лет – это довольно поздно, потому что к этому возрасту, как правило, большинство детей уже встретились с большинством окружающих нас обычных вирусов и бактерий. Поэтому, как вариант, можно говорить о детях с ослабленным иммунитетом.
И, безусловно, значимую роль в этой ситуации могла сыграть сама пандемия. Ведь так называемые дети пандемии, родившиеся незадолго до нее и непосредственно в годы течения самой пандемии, последние несколько лет росли в обстановке изоляции, если не стерильности. Поэтому, безусловно, отсроченное знакомство с большинством вирусов и бактерий – это неизбежность. Это бич современной педиатрии. Потому что со снятием всех коронавирусных ограничений все это огромное количество вирусов и бактерий ринулось знакомиться с детьми одномоментно, а не сезонно или отсрочено, как было предусмотрено ранее природой. Поэтому вполне возможно, что такая массивная атака – один из факторов, провоцирующих это состояние.
- Как раз одна из версий – наложение аденовирусной инфекции на коронавирусную. Как инфекция могла действовать в таком случае?
Рабият Зайниддинова: Есть рабочая версия специалистов ВОЗ на сегодня, что произошло наслоение вируса SARS-CоV-2, который вызывает новую коронавирусную инфекцию, на какое-то текущее состояние, связанное с патологией ЖКТ. У большинства детей, которые на сегодня имеют этот диагноз – острый гепатит неуточненного происхождения, может быть, произошла параллельно какая-то мутация. Может быть, эти дети стали параллельно резервуаром для чего-то еще, включая новую коронавирусную инфекцию. Безусловно, эти версии требуют доработки, над ними сейчас работают эпидемиологи по всему миру. Но, насколько я информирована и насколько широко освещает эту проблему ВОЗ, на сегодня вирусу SARS-CоV-2 отводится значительная роль в возникновении этого заболевания.
- Есть еще третья гипотеза – это мутация самого аденовируса. Насколько такой сценарий возможен?
Рабият Зайниддинова: Дело в том, что вирусы и бактерии – это тоже живые организмы. И они неизбежно со временем мутируют, меняются сами, приспосабливаясь к новым условиям среды, к препаратам, которые мы придумали, или к меняющимся возможностям иммунитета самих людей, проживающих на нашей планете. Поэтому мутация – вполне допустимый вариант, но мне представляется, что тогда масштабы должны были быть крупнее. В любом случае, я думаю, что какие-то значимые результаты и более четкое понимание мы получим тогда, когда пройдет больше времени от момента возникновения этого заболевания.
- К счастью, в России острый гепатит неизвестной этимологии не обнаружили. Но тем не менее, что делать родителям, как защитить ребенка от возможной новой инфекции?
Рабият Зайниддинова: Здесь нужно поступать ровно так же, как когда мы говорим о профилактике всех кишечных инфекций или инфекций, передающихся воздушно-капельным путем, обычных ОРВИ. Мы говорим о том, что приближается летний сезон. И если есть возможность и вам по возрасту долженствует, защитить ребенка можно действующими вакцинами от тех известных заболеваний, которые давно стали для нас управляемыми. Мы говорим о том, что в преддверии летнего сезона нужно запастись банальной аптечкой и не пить воду из неизвестных источников, предпочитая бутилированную воду, особенно в путешествиях. И такие факторы риска, как перегревание, переохлаждение или избыточное употребление незнакомой экзотической пищи в путешествии тоже могут спровоцировать кишечные симптомы. А когда вы доберетесь до врача или больницы, чтобы понять, это неизвестный гепатит или банальное переедание или пищевая несовместимость, то это лишь вопрос времени. Важны минимизация факторов риска, банальная гигиена и внимательное отношение к своему ребенку.
Подробнее в сюжете: Гости эфира