На Московской бирже в марте и апреле зафиксирован взрывной рост спроса на казахстанские тенге, турецкие лиры и китайские юани. Чем вызван ажиотаж? Почему именно эти валюты оказались привлекательнее для россиян? Свою точку зрения по этим вопросам в эфире телекомпании «МИР 24» высказал финансовый аналитик Андрей Плотников.
- Я начну с цифр. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года, оборот по операциям физических лиц с турецкой лирой вырос в 20 раз, с юанем – в 182 раза, с казахстанским тенге – в 20 тыс. раз. Впервые частные инвесторы стали совершать сделки с белорусским рублем. Понятно, что спрос на альтернативные валюты был вызван ограничением Центробанка на оборот долларов и евро, но почему из всех альтернативных валют самые популярные – это казахстанские тенге, турецкие лиры и китайские юани?
Андрей Плотников: Юань – это мировая валюта, которая входит в индекс доллара, одна из резервных мировых валют. Здесь спрос логичен и актуален. Тем более юань с начала спецоперации очень сильно рос, и многие инвесторы, и мои знакомые, и наши клиенты, да и мы сами тоже вкладывались в юани. Но сейчас юань уже не на хороших уровнях, и я бы не советовал в нем деньги не держать.
Конечно, меня, если честно, удивляет огромный спрос на турецкую лиру. Здесь я не могу дать ответа на вопрос, потому что лира в прошлом году обесценилась на 142%, инфляция в Турции на сегодняшний день с начала года больше 70%. Наверное, это можно объяснить тем, что люди сейчас массово переезжают в Турцию. Турция является лидером за последние три месяца по выдаче паспортов российским гражданам и по продаже недвижимости российским гражданам. И скорее всего, я думаю, люди просто переводили средства на банковские вклады и в целом себе на жизнь в Турции.
Казахстанские тенге, я думаю, популярны из-за того, что Казахстан входит в ОДКБ и, по сути, это дружественное государство. И многие решили, что держать деньги в тенге – тоже правильное решение. Но еще раз скажу, что из всех перечисленных валют ни одна на сегодня не является хорошим показателем и примером для того, чтобы хранить свои сбережения в ней.
- А может быть, интерес к той или иной иностранной валюте, ни к доллару, ни к евро, связан с тем, что подписываются, например, соглашения о взаиморасчетах между странами в национальных валютах?
Андрей Плотников: И это косвенно тоже. Я не скажу, что это сильно влияет на разницу курсов и решение людей инвестировать именно в эти валюты. Я думаю, что граждане России сейчас поступают больше нативно и интуитивно. И, наверное, по совету своих друзей и знакомых, которые живут в Беларуси, Казахстане, Турции. Возможно, именно они и рекомендуют переместить свой капитал из рублей в эти валюты. Но последний месяц показал, что рубль стал самой стабильной валютой, как ни странно, в мире. И сильнее всего рубль укреплялся к доллару.
- В апреле объем операций физических лиц по паре евро-рубль был примерно на уровне прошлогоднего. Объем операций с альтернативными валютами вырос местами фантастически. Можно ли из этого сделать вывод, что фокус внимания с основной пары доллар-рубль сейчас уходит, и это уже становится трендом?
Андрей Плотников: Отчасти да. Но думаю, что это временный тренд. Фокус внимания уходит из-за ухудшения отношений с Америкой. Если мы сейчас уберем рубль из поля внимания, а будем рассматривать только индекс доллара по отношению к основной корзине мировых валют, то доллар, на самом деле, очень дорогой, он сам по себе сильно растет. И из-за этого падают рынки и акции, валютный рынок из-за этого очень скорректировался. Но чисто технически, если смотреть на индекс доллара, то ему расти недолго осталось. Я думаю, в ближайшие два-три месяца мы будем наблюдать коррекцию по доллару. И если это будет так, то рубль, скорее всего, снова начнет терять свои позиции, начнет проседать по отношению к доллару. И мы снова сможем наблюдать цифры как минимум за 70.
- Есть еще один такой тренд, о котором рассказали представители «Совкомбанка». Отмечается повышение спроса по наличным сделкам в евро и снижение спроса на британские фунты. По безналичным сделкам растет спрос на китайские юани. Можно объяснить, почему?
Андрей Плотников: Наличные евро – это единственная валюта, которую сейчас можно официальным способом перегнать из российских банков. Например, «Райффайзен банк» проводит 6-7 из 10 сделок по переводу евро в любую другую страну на свой счет. Доллар из России сейчас вывести невозможно, поэтому все уходят в евро.
Британский фунт стерлинга, да, начал снова корректироваться и проседать. Тем более в Англии свои проблемы есть. Они до сих пор не опомнились после брексита.
Что касается юаня, то еще раз говорю, что такие цифры роста спроса обусловлены тем, что Китай отчасти поддерживает РФ, является, по сути, ее союзником. И юань – одна из крупных стабильных валют в мире. Плюс китайская экономика считается второй экономикой в мире. Именно поэтому люди думают, что юань очень стабильная валюта. Но опять же, я бы предостерег людей. Именно по отношению к рублю и к доллару юань в ближайший год может проседать примерно на 15-20%.
- С учетом того, что курс юаня устанавливается не рыночно, а централизованно из Пекина…
Андрей Плотников: Да, то есть в Пекине нет аналога финрезерва. У них национальный банк Китая полностью контролируется партией Китая. И как партия скажет, такой курс и будет.
- Что можете сказать в качестве итога, какие тренды на рынке наличных и безналичных валют в ближайшее время будут ведущими, и почему именно так?
Андрей Плотников: Я могу сказать, что арабские дирхамы – один из главных трендов на сегодняшний день. Совсем недавно московская и питерская биржи заявили, что многие акции будут номинированы именно в дирхамах. Казалось бы, очень экзотичная валюта. Но это одна из самых стабильных валют в мире, очень сильно привязанная к доллару и также зависящая от рынка нефти. А я думаю, что нефть будет расти выше и дальше, в районе 125 долларов за баррель. С учетом того, что именно для РФ дешевая нефть сейчас не выгодна, то арабские дирхамы можно вполне рассмотреть в качестве хорошей диверсификации своего капитала.
Подробнее в сюжете: Гости эфира
Читайте также: