05:11 20/05/2022

Иммунолог оценил вероятность эпидемии обезьяньей оспы

Лихорадка, интоксикация, волдыри: по миру гуляет обезьянья оспа. Случаи заболевания зафиксированы в Великобритании, Португалии, Испании, США и Канаде. В Мадриде объявлена санитарная тревога. Насколько опасна болезнь и каковы риски новой эпидемии? Ситуацию проанализировал в эфире телеканала «МИР 24» доктор медицинских наук, врач-иммунолог, специалист по особо опасным инфекциям Владислав Жемчугов.

– Для начала расскажите, что такое обезьянья оспа и насколько это опасное инфекционное заболевание?

Владислав Жемчугов: Это название не очень соответствует сути. На самом деле, есть мелкие грызуны в Африке, которые и являются резервуаром инфекции, от которых она, собственно, и передается. Но обезьяны болеют, поскольку они близки к человеку, или человек близок к обезьянам. Что, собственно, одно и то же. И об этом вирусе знают много лет, он почти такой же, как бывшая натуральная оспа, это ортопоксвирусы. Их отличие от ветрянки, например, в том, что она все-таки относится к вирусам герпеса. Это довольно далекий, и даже не родственник. А вот что эта оспа обезьян, как название к ней прикрепилось, так и натуральная оспа, которая была у человечества много тысячелетий даже, это ортопоксвирусы, один род.

В чем отличие? В том, что нет в природе у натуральной оспы, которую мы ликвидировали, резервуара. Собственно, поэтому она и была ликвидирована. Всех людей провакцинировали, и вирусу стало некуда деться, он исчез. Остался только в двух лабораториях на планете, как считается, – в Новосибирске и в США. Отличие еще и в тяжести заболевания. Хотя некоторые считают, что в Африке этот вирус вызывает даже более распространенные по телу заболевания. Их вспышки больше, а летальность до 10% даже есть.

Какие симптомы у этой болезни?

Владислав Жемчугов: Симптомы такие же: это волдыри по телу, температура, головная боль – все, что относится к большинству вирусных заболеваний. Папулы по телу более распространены, чем это было при натуральной оспе. Вот такая стандартная клиника. Самое главное, что трудно отличить от ветрянки, потому что симптомы очень похожи. В первую очередь, нужно брать реакцию ПЦР на вирус. Сейчас это можно сделать во всех лабораториях, которые относятся к данной проблеме. Надеюсь, логистика появится, и наборы для тестирования, я думаю, по всему миру уже пора поставлять. Потому что, если болезнь появились во многих странах, как вы перечислили, уже есть заболевшие, то надо, во-первых, понимать, что число истинно зараженных надо умножить на 10, как мы это уже прошли на коронавирусе. Соответственно, вирус начал распространяться по миру, что тревожно. Потому что раньше никогда за пределы Африки этот вирус не уходил.

– Как им обычно заражаются?

Владислав Жемчугов: Заражаются от грызунов. В Америке в 2003 году была ощутимая вспышка, когда привезли этих грызунов, и от них заразились мелкие животные. Там есть так называемые луговые собачки, хотя на самом деле это мелкие грызуны, и их даже в пищу употребляет франкоязычное население. И вот произошло заражение достаточного ощутимого количества людей, что пришлось применять изоляционные меры.

Но хочу сказать, что от человека к человеку очень трудно идет это заражение. Пока точно неизвестно, но считается, что передача происходит воздушно-капельным путем и при очень тесном длительном контакте. Это счастье, что от человека к человеку очень трудно этот вирус передается. А большая часть идет от животных – со слюной, с каплями, с выделениями.

– Насколько мне известно, есть два вида вируса оспы обезьян. Это западноафриканский штамм и штамм Конго – он более тяжелый, там смертность на уровне 10%. Известно, какой из двух этих штаммов фиксируется в Европе?

Владислав Жемчугов: Пока очень мало информации из достоверных источников и, скорее всего, вирус отличается по происхождению и по вызываемому заболеванию. Скорее всего, а как точно, я думаю, мы скоро узнаем. Действительно, вспышка в Западной Африке была тяжелее. Но сами вирусы в принципе одинаковые. Трудно сказать, почему одна вспышка была тяжелее другой. Может быть, это связано с количеством вакцинированного населения от оспы.

На самом деле на планете осталось много людей, которые не вакцинированы. В свое время вакцинация от оспы на планете была прекращена по решению ВОЗ, и все подписались под этим, потому что больше не было заболевших. Но осталось много населения, которое не вакцинировано от оспы. И даже через 25-30 лет эти люди практически не болеют оспой обезьян. То есть эта вакцина очень эффективно действует и против оспы обезьян. Что, с одной стороны, плохо, потому что говорит о близком родстве этих вирусов и возможности вспышки той самой оспы при незначительном изменении вируса. С другой стороны, это хорошо, потому что уже есть базовый коллективный иммунитет, и начать новую вакцинацию гораздо проще, имея заведомо действующую вакцину.

– Есть ли предположение, как мог проникнуть в США и Европу этот вирус?

Владислав Жемчугов: Предыдущий раз вспышки были отмечены с привезенными животными. Скорее всего, именно так это произошло. Или приехал зараженный человек. В связи с очень большой миграцией сейчас, он мог привезти вирус в себе. Но это предстоит расследовать, пока достоверно так называемый пациент номер один, с которого все началось, не найден. Поскольку путь заражения от человека к человеку все равно воздушно-капельный и при длительном контакте, значит, источник надо искать где-то среди контактов заболевших людей, даже если у них нет клиники. Поиски будут заключаться в постановке серологических проб и выяснении титров антител к вирусу оспы обезьяны. Таким образом, я думаю, найдут пациента номер один и источник, который принес вирус в эти страны.

– Насколько, на ваш взгляд, велик риск глобальной эпидемии оспы обезьян?

Владислав Жемчугов: Я думаю, что не очень велик риск, поскольку путь передачи от человека к человеку очень трудный, практически его нет. Но, опять же, до определенного времени и у коронавируса не было воздушно-капельного пути передачи от человека к человеку, у птичьего гриппа пока затруднен путь передачи от человека к человеку.

Собственно, все настороже, потому что никто не говорит, что этого не может быть на 100%. Даже если несколько процентов такой вероятности существует, соответствующим службам следует обязательно готовиться. И самое главное, в этом плане сейчас речь идет уже о возобновлении глобальной вакцинации. Даже есть уже обновленные вакцины, в которых усилено действие по отношению к оспе обезьян. Даже эти исследования говорят о том, что существуют отличия, о которых люди знают.

Но мы не можем исключить какого-то злого умысла, который доработает вирус оспы обезьян так, чтобы он смог легче распространяться от человека к человеку. Такие же гипотезы были по отношению к коронавирусу, и их окончательно никто так и не опроверг. Здесь тоже не исключено наличие такого злого гения.

Как думаете, насколько велик риск, что вирус попадет в Россию, и поможет ли та прививка, которой прививали в детстве большинство россиян?

Владислав Жемчугов: Вот не большинство россиян прививались в детстве. Многие путают след на руке после прививки БЦЖ от туберкулеза с прививкой от оспы. Прививка от оспы может быть у тех, кто старше 25 лет а, может быть и больше, кому уже 30 лет. Ну и в Москве, надо сказать, в шестидесятые годы, тоже больше, чем 25 лет назад, была вспышка натуральной оспы с завозом из Индии, и тогда всех провакцинировали. Но без большого участия прессы, тогда не афишировали это, и все тогда были привиты просто за неделю.

Поэтому уроки такие есть. Коронавирус обновил все руководства по особо опасным инфекциям. Я думаю, что сейчас уже и вся технология отлажена, и при необходимости будет принято решение о вакцинации против оспы. Я думаю, что это произойдет.