На внеочередном заседании Центробанк России понизил ключевую ставку на три пункта до 11% годовых. Чем вызвано это решение и какими будут его последствия, рассказал в эфире телеканала «МИР 24» финансовый аналитик Ибрагим Бадалов.
- Перед заседанием Центробанка все были уверены, что понижение ставки будет. Аналитики спорили, на сколько. Кто-то говорил на 2%, кто-то на 4%, самые оптимистичные говорили, что снижать надо на все 10%. В итоге снижение составило три пункта, Центробанк остановился на ставке 11%.
Ибрагим Бадалов: Да, действительно, были некоторые спорные моменты, и аналитики по-разному говорили, – кто 2%, кто 4%. Я так полагаю, что решили сохранить тенденцию, ведь изначально уже было снижение ставки на 3 %, потом еще раз на 3% снижали, и теперь сейчас. Примерно с той же тенденцией идет и стабилизация экономики. Поэтому, я так полагаю, именно на этой цифре и остановились.
- Это уже было третье с начала года внеплановое, достаточно неожиданное заседание Центробанка, оно не анонсировалось. Как думаете, почему не стали дожидаться очередного планового заседания по ставке, которое было запланировано на 10 июня?
Ибрагим Бадалов: Да, верно, решили снизить ключевую ставку раньше. Надо понимать, что сейчас идут достаточно сильные, я бы даже сказал, глобальные изменения в экономике. И нужно достаточно быстрое вмешательство таких важных учреждений, как Центральный банк. Поэтому нет времени ждать, нет времени ожидать каких-то формальностей. Рынок требует изменений, поэтому нужно действовать здесь и сейчас.
- Давайте о последствиях. Как такое изменение ставки может повлиять на курс рубля, потому что в моменте рынок отреагировал очень бурно?
- То, что происходит сегодня, можно назвать какой-то мгновенной реакцией. А завтра возможна коррекция в обратную сторону?
Ибрагим Бадалов: Есть такая вероятность, да. Снижение ключевой ставки повлияет положительно в плане того, что увеличатся объемы кредитования. А то, что сильно изменится курс рубля, я бы не делал таких выводов.
- Хорошо. А что будет с рынком ценных бумаг, акций и облигаций?
Ибрагим Бадалов: Сейчас как раз заканчиваются депозиты по высокой ставке, под 20%. И есть мнение, что когда эти деньги выйдут из оборота, люди их могут направить на другие инструменты, в том числе на акции и облигации. Есть вероятность того, что капитал уйдет в эту сторону. Но, скорее всего, это тоже не такой быстрый эффект. Примерно месяц-два необходимы для того, чтобы рынок акций немножко ожил. Ожидания примерно такие, но динамика положительная в любом случае.
- При этом вы уже упомянули, что снижение ключевой ставки должно повлечь за собой снижение процентных ставок по кредитам, соответственно, экономическая активность тоже должна пойти в гору. И это наверняка коснется кредитов для физических лиц, ипотечных кредитов и так далее? То есть общее оживление в экономике должно произойти?
Ибрагим Бадалов: Безусловно, конечно. И Центральный банк это понимает. Рынок кредитования, мягко сказать, рухнул, объемы кредитования снизились в разы. Сейчас идет некое оживление с каждым изменением ключевой ставки. Поэтому банки, физические лица и бизнес тоже ждут сейчас дешевых денег. Начинается летний сезон, люди начинают строиться, кто-то откладывал свои покупки, поэтому оживление будет в любом случае.
Это одна из причин, почему не стали ждать 10 июня, а двигаются сейчас в этом направлении. Потому что ждать больше нельзя, душить экономику на протяжении трех месяцев просто опасно.
- Насколько я знаю, я слышал от кого-то из экономистов, что летний сезон – сезон инвестиций. Поэтому сейчас о снижении ключевой ставки нужно было очень быстро говорить?
Ибрагим Бадалов: Конечно, потому что застройщикам нужно строить, они не могут долго терпеть. Июнь, люди летом начинают строить дома, дачи и т. п., совершают покупки, поездки. То есть деньги нужны для жизни. Почти три месяца – это достаточный период, больше ждать нельзя.
Решение снизить ставку на 3% правильное, это оптимальная ставка. Не 1% и не 2%. А снизить на 4% или 5% было бы слишком рискованно. 3%, мне кажется, правильное решение. На самом деле, я ожидал 1-2%, но все-таки Центральный банк дал больше воздуха для бизнеса. Мне кажется, это абсолютно правильное решение.
- Но тогда можно говорить, что будет дальше? 10 июня плановое заседание по ключевой ставке никто не отменял. Оно, видимо, состоится, и стоит ли ждать, что будет следующий шаг по снижению ставки?
Ибрагим Бадалов: Очень маловероятно. Потому что две недели не дадут каких-то существенных изменений. Даже если это и возможно, то с вероятностью один на тысячу может быть снижение максимум на 1%. Но сейчас тяжело что-то прогнозировать, ситуация каждый день меняется. Поэтому тяжело сказать, но скорее всего нет.
- А можно ли в нынешней ситуации делать прогнозы на конец года? В какую сторону двинется ключевая ставка к началу 2023 года?
Ибрагим Бадалов: Если никаких глобальных потрясений не будет, то, скорее всего, ставка снизится до 8-9%, и мы придем к уровню января этого года. Скорее всего, так и будет. Потому что видно, что рынок постепенно оживает, бизнес находит решение вопросов по импорту, компании более-менее стабилизируется. Все постепенно восстанавливается, и рынок акций и облигаций. Но курс рубля, скорее всего, останется до 65, потому что восстановление импорта не быстро вернется к январским показателям, как мне кажется. А так да, ключевая ставка, скорее всего, снизится до 8-9%.