Санкции Запада ударили по нему самому. Цены на топливо и продукты улетели ввысь. Потребители не рады. Подробности в сюжете обозревателя «МИР 24» Романа Никифорова.
«Мы находимся под серьезным прессом. Приходится делать выбор. Например, выключить газ, потому что мы не можем себе позволить центральное отопление. Мы кипятим чайник не только для того, чтобы сделать чай. Но и для того, чтобы помыть посуду», – сказал ветеран британской армии Энди Холхаус.
Холхаус делится опытом, как выживать в кризис. Такие лайфхаки ищут по всей стране. В некоторых супермаркетах теперь есть продукты с GPS-трекером, чтобы не разориться. Слишком уж часто в местных магазинах стали воровать еду.
Венгрия борется с бензиновым туризмом: топливо по льготным ценам теперь только для обладателей венгерских номеров. А в Австралии в дизель начали добавлять использованное растительное масло из фритюрниц. Полученную смесь называют биотопливом – звучит красиво.
«Мы просто отфильтровываем все твердые частицы из масла, а затем обезвоживаем его», – поделился Пол Башфорд.
Санкции антироссийские, а отдуваться приходится жителям западных стран. Такой вот выстрел в ногу. А ведь казалось, что пустяки, дело житейское – выпилить из глобальной экономики страну, чей внутренний валовый продукт не превышает 2% от мирового. Почему такой подход – ошибка, в эксклюзивном интервью нашей программе объясняет авторитетный французский экономист Жак Сапир:
«Причина в том, что журналисты всегда ищут простейший способ. И говорят: «Вот у нас есть официальный курс доллара и рубля. И мы просто пересчитаем российский ВВП таким образом». Но это даст вам очень однобокий взгляд. Рубль серьезно недооценен», – сказал специалист.
Если брать ВВП по паритету покупательной способности, то Россия перемещается с 11-го места в рейтинге на шестое, вслед за Германией. А вместе со странами Евразийского экономического союза практически догоняет немецкую экономику.
«Нельзя забывать, что Россия – крупный экспортер важнейших элементов. Это и нефть, и газ, и пшеница. Это и различные минералы, которые используются в разных индустриях, в том числе в хай-тек индустрии, электронике», – добавил Жак Сапир.
А если учесть и важные торговые пути, соединяющие Европу и Азию, то удельный экономический вес России еще более возрастает.
«Я бы сказал, это где-то 5-7% мировой экономики. Если мы посмотрим на развитие экономики с 1990-х вплоть до ковидного кризиса, то увидим, что весь российский экспорт влиял на более низкую цену товаров. И это дало возможность западной экономике расти без инфляции», – сказал Жак Сапир.
Все признаки надвигающегося мирового кризиса были до событий на Украине. График от журнала The Economist: синяя кривая – нефть, розовая – пшеница, зеленая – удобрения и красная – продовольственный индекс. С прошлого года цены растут, и заметно. Санкции добавляют хаоса, но зато теперь нашли виноватого.
Цены атакуют. Свежие сводки с топливного фронта: дизель – два евро за литр, это почти 140 рублей; бензин приближается к двум с половиной евро, это 166 рублей. Что с продуктами? Ревизию специально для нас проводит житель города Грюндау Дмитрий Виноградов.
«Цены выросли примерно на 10-15% на основные продукты. Подорожал хлеб, мука, масло. Хлеб раньше стоил порядка 80 центов. Сейчас доходит до двух евро. Макароны дешевые разбирают очень быстро. В основном все ждут скидочных дней, вот по таким ценникам желтым покупают. Обычно макароны стоят по 4,29 евро в среднем. Разбирают и муку. Сейчас она стоит 1,79 евро, раньше она стоила 50 центов», – рассказал Дмитрий Виноградов.
Похожая ситуация по всему Евросоюзу. Вот, ограбление по-итальянски. Гастрономическое.
«Я заплатила сейчас 18 евро за пять креветок. Пять креветок – 18 евро!» – возмутилась житель Рима Винченца Морелли.
Британский триллер – энергетический. Еще в апреле тарифы на электричество взлетели на 54% и потянули все цены за собой. «Вставать утром и идти на работу, понимая, что это только на оплату электроэнергии, очень тяжело», – сказала Мэри Квин.
И даже самая богатая страна мира – США – привыкает к новой реальности. Цены на бензин постоянно обновляют исторические максимумы. На этой неделе в среднем $1,21 за литр, или 80 рублей, в Калифорнии значительно дороже.
«Бесплатной доставки от «Амазона» больше не будет», – добавил аналитик Гэрри Каннингхэм.
Просто включить печатный станок, как было во время пандемии, уже не вариант. Ведь только за один 2020 год напечатана почти четверть всех существующих в мире долларов – девять триллионов.
«Цены на жилье бьют рекорды. Это вызывает очень большое напряжение в обществе. Биржа приближается к уровню «медвежьего рынка», она потеряла практически 20% своей стоимости», – сказал профессор политологии университета Теннеси Андрей Коробков.
«Тогда кризис шел по дефляционному сценарию. Кредитов не было, денег не было, фирмы закрывались, увольнения и так далее. Сегодня он идет по инфляционному сценарию. Денег выше крыши, высокая инфляция. Из-за этого происходит обесценивание активов. Спад тогда составил 40% ВВП. Сейчас, скорее всего, будет где-то 55%», – отметил экономист Михаил Хазин.
Странные вещи в Америке уже происходят. С полок супермаркетов исчезло детское питание. Катастрофа для страны, где кормление грудью не слишком популярно. В Штатах нет полноценных декретных отпусков, можно уйти максимум на 12 недель за свой счет.
«Существует монополия на то, сколько производственных предприятий производили детское питание. Одному пришлось закрыться из-за серьезного сбоя инфраструктуры», – заявил сотрудник кооператива Патрик Бобланд.
Серьезный сбой и в системе глобальных поставок продовольствия. По данным, озвученным на Совбезе ООН, мировых запасов пшеницы хватит всего на 10 недель. А к 200 миллионам голодающих и недоедающих на планете добавятся еще 18 миллионов. Это как население Нью-Йорка с пригородами.
Из-за паники на продовольственных рынках крупнейшие производители вводят защитные меры. Индия ограничивает экспорт пшеницы и сахара. На очереди рис, а ведь страна является его поставщиком номер один. Под вопросом судьба будущего урожая. Удобрения слишком дорогие и при этом их не хватает. Здесь ведущие игроки Россия и Беларусь. Сами удобрения из-под санкций вывели, а производителей нет. В итоге в ЕС закрылись «дочки» российского гиганта – «Еврохима». И домашнюю продукцию неясно, как отправить. В западные страны самолеты не летают, корабли и поезда не ходят, фуры не ездят, их не пускают. И зафрахтовать транспорт – проблема. Но а теперь проблема у той же Германии.
«В этом году около 20% недостатка удобрений. Свои производить на таком дорогом газе нерентабельно, невозможно. Что произойдет, даже если на 50% снизим удобрений квоту в земледелии. Сама земля немецкая высосана на нет, она не будет рожать ничего. Это интенсивное земледелие истощает землю», – отметил Вальдемар Гердт.
И даже у американских фермеров настроение мрачное. «Мы точно столкнемся с острой нехваткой продуктов в будущем году», – сказал фермер Джон Пост.
Продовольственная инфляция в три раза, то есть на 300% превышает прогнозы, что делали еще в 2020 году. Впрочем, эксперты уверены, что США выкрутятся, в отличие от Европы.
«Причем, не потому, что нет еды. Система распределения будет разрушаться. И в результате некоторые страны окажутся в тяжелом положении», – отметил экономист Михаил Хазин.
Евросоюз этих угроз словно не замечает. Обещает все новые санкции, мечтает полностью избавиться от дешевых российских энергоносителей. Чем заменить? Дания презентует грандиозный «зеленый проект» – тысячи ветряков в Северном море. Их энергии всей Европе хватит, но только через 20 лет. Так что сегодня Германия готовит план «Б». Если прижмет, реанимировать угольные электростанции – те самые, грязные и ужасные. Экология, конечно, хорошо, но не возвращаться же в каменный век.
«У нас и добыча угля остановилась. Сделаем мы угольные. А где мы уголь будем брать? Опять в Россию пойдем просить», – добавил Вальдемар Гердт.
Хотя не факт, что Россия даст. Если сырье не покупают, значит, оно кому-то нужно. В смысле кому-то другому. И вот наглядный пример: по закупкам российской нефти Азия в апреле впервые обогнала Европу.
Подробнее в сюжете: Цены на топливо