В театре «Модерн» премьера спектакля «МАсквичи». И заведомо неправильное написание названия постановки уже как бы предупреждает зрителя, что его ждет что-то очень оригинальное, а если присмотреться глубже – даже феноменальное, ведь это слово скрывает гротеск невероятных масштабов, юмор, иронию и… Пожалуй, нет еще такого слова, которым можно было бы наиболее точно охарактеризовать происходящее на сцене. Эта очень стильная постановка вызывает смех до слез и заставляет серьезно задуматься о жизни и взаимоотношениях с близкими. Как двое могут взять и изменить привычный уклад целой семьи, а, может быть, даже страны?.. Насколько нужно и важно соблюдать личное пространство других людей? Что действительно ценно сегодня, а где мы просто плывем по течению?..
Мечты о лучшей жизни, об идеальном существовании… Кто сегодня не хочет стать еще хоть чуточку счастливее? Иногда новая семья, новое дело, новое место жительства кажутся спасением от надоевшей рутины. И вот вроде бы герои этой постановки находят себя в другой стране, как вдруг приезжают родители… И этот «привет с родины» меняет все кардинально! Это сродни стихийному бедствию. Как выжить? Сохранить или разрушить? Улыбаться или ругаться? И как расставить приоритеты между семьей, родителями, привычками и не сойти с ума, оказавшись меж двух абсолютно разных эпох и нравов?
И вот эту самую основу олицетворяют мама Маргарита (Валерия Королева) и папа Натан (Александр Борисов), которые непоколебимы в своих принципах, заложенных еще во времена СССР. Вообще, весь спектакль полон стереотипов и привычек, которые доводят ситуацию до абсурда. И эта гротесковая форма и придает особый шарм всему происходящему на сцене. То ли это персонажи компьютерной игры, то ли реальные люди – очевидно одно: с этими ребятами скучно не бывает. Почему же дети не рады?
А кому захочется менять привычную устоявшуюся жизнь? Зачем возвращать то, от чего бежали? «Сделать этих двух персонажами или оставить как проблему?» – задается вопросом Лео (Антон Дубровский) – подросток, у которого проблемы с психикой: он боится выходить на улицу, просиживает дни за компьютерными играми, любит фотографировать мертвых птиц и шить и вязать одежду.
Его мать Ася-Ариэль (Марина Дианова) ведет блог, где рассказывает подписчикам, как гармонизировать отношения в семье и стать счастливым. И тут сразу вспоминается поговорка «Сапожник без сапог». Муж ее – Мигель (Диллон Олойеде), оказывается, вовсе никакой не успешный бизнесмен, а обычный таксист. А сестра Маша (Ольга Богомазова) работает в клинике, но после приезда родителей становится героиней сводки новостей, и ее увольняют. Это что же они там такого натворили? Не будем раскрывать всех карт, но советский человек в Америке – это, пожалуй, один из самых юмористических персонажей.
Фото: Галина Глухоманюк
И в этой фразе, которую произносит Лео, не желая покидать после эпидемии свой дом, где ему комфортно и безопасно, на самом деле гораздо больше смысла: люди стали чаще дистанцироваться друг от друга, меньше общаться вживую, жить отдельно, держать личное пространство…
– Всем нужно личное пространство!
– А, может, вы просто зажрались в своих Америках?
А как же коммунальное прошлое? Дружные большие семьи? Но что, если дети не хотят жить так, как привыкли и диктуют им родители? Где та грань свободы, которую не стоит переступать? Хорошо, когда она есть, или плохо?
Фото: Галина Глухоманюк
«Самые большие конфликты происходят у нас с самыми близкими людьми, потому что они знают наши самые болевые точки…»
Пожалуй, самая большая заслуга режиссера этого спектакля Юрия Грымова состоит в том, что он ловко представляет две стороны «правды». Таким образом, зритель видит достаточно объективную картину, чего мы в жизни как раз часто не можем сделать в силу того, что слишком сосредоточены на себе. И именно этот ход позволяет не только посмеяться над происходящим, но и задуматься над отношениями в собственной семье. А, может быть, даже понять друг друга лучше и стать, соответственно, ближе. Да, проблема отцов и детей никуда не исчезла. Изменились лишь прилагаемые обстоятельства.
И, конечно, объем этой постановки, как и многих спектаклей в «Модерне», поражает. Смысловых нагрузок и аллюзий здесь хоть отбавляй. Постепенно все происходящее на сцене становится абсурдом, но все это отнюдь не бессмысленное действо, а, наоборот, акценты словно увеличивают градус накала и в умах, и в сердцах зрителей. Но среди множества смыслов и параллелей все же прорывается вопрос:
«Почему мы не можем общаться с вниманием, любовью? Почему мы не можем просто слышать друг друга?..»
Фото: Юлия Мешкова
А, действительно, почему? И что бы там ни было – эпидемия, стихийное бедствие или все, что угодно, – как говорит папа Натан: «Нет уж, этот конец света лично я точно переживу!» Откуда эта уверенность? Да потому что, как говорит мама Маргарита: «Для счастья, Маш, нужна семья!» И точка.
Фото предоставлены пресс-службой театра «Модерн»
Подробнее в сюжете: Театр
Читайте также: