17:03 01/06/2022

Волшебник детского кино: режиссеру Владимиру Грамматикову исполняется 80 лет

Сергей Фадеичев/ТАСС

1 июня свой юбилей празднует советский и российский режиссер, кинодраматург, актер театра и кино, заслуженный деятель искусств России Владимир Грамматиков. Создателю культовых фильмов «Усатый нянь», «Шла собака по роялю», «Мио, мой Мио» и множества других замечательных кинолент о детях и для детей исполняется 80 лет.

В честь мастера отечественного кино телеканал «МИР» покажет программу «Наше кино», о том, как создавались шедевры золотого фонда советского кинематографа.

Смотрите в воскресенье, 5 июня, в 9:00 на телеканале «МИР» программу «Наше кино. История большой любви». К юбилею Владимира Грамматикова.

Корова Милка и путешествие в товарном вагоне

Будущий режиссер родился 1 июня 1942 года в городе Свердловске. Его мама была оперной певицей, но после рождения пятерых детей (трех сыновей и двух дочерей) посвятила себя их воспитанию. Отец был государственным чиновником высокого ранга. Во время Великой Отечественной войны, когда был захвачен Донбасс, он предложил новый способ добычи угля в Кузбассе. В 1947 году Грамматиков-старший был приглашен в Москву для работы в Министерстве угольной промышленности СССР.

Правда, этому предшествовала неприятная история, замешанная на доносах. Когда отец семейства оценил опасность, ему пришлось срочно уехать из Свердловска – практически скрыться, чтобы не попасть под арест. И семья целый год ничего не знала о его судьбе.

Режиссер так рассказывал об этом эпизоде в одном из своих интервью: «Через некоторое время в путь собралась мама, распродав все наше нехитрое имущество. Информации от отца не было никакой, и, не зная, что с ним, арестовали его или нет, она все же решилась отправиться с нами, детьми, в полную неизвестность. Я считаю, что эта сложнейшая, мучительная двухнедельная поездка в 1948 году стала настоящим маминым подвигом – во имя сохранения и воссоединения семьи».

Ехали в товарном вагоне: мама везла из Свердловска не только кучу детей, чемоданов и узлов, но и рояль, с которым не смогла расстаться. А также корову Милку, кормилицу семьи – именно она помогла им пережить голодные военные годы.

Разыскав в Москве отца, семья поселилась сперва в пригороде, а потом, спустя два года, переехала в дом на улицу Воровского, напротив высотки, что на площади Восстания (ныне Кудринская площадь). Там все семейство прожило целых 40 лет.

Фото: Пахомова Людмила\ТАСС

Как соседство с Михалковыми открыло путь в кинематограф

Отец работал в Министерстве угольной промышленности, стал заместителем министра, а потом работал в СЭВ (Совете экономической взаимопомощи – прим. ред.) генеральным советником по строительству.

В доме на улице Воровского соседями Грамматиковых стали Михалковы-Кончаловские. Никита Михалков и Володя до совершеннолетия были так дружны, что не расставались даже в каникулы: летом Грамматиков жил вместе с Михалковыми на их даче на Николиной Горе.

Именно эта дружба со знаменитым семейством в конце концов определила судьбу Грамматикова, его встречу с кинематографом.

«Если бы не соседство с Никитой, я никогда не узнал бы о существовании другой, интереснейшей жизни, – рассказывал режиссер. – А так я постоянно оказывался на разных премьерах, просмотрах, фестивалях. Были замечательные поездки с Натальей Петровной Кончаловской и Сергеем Владимировичем Михалковым в Питер на премьеры, в их большой машине с импозантным водителем Николаем Иосифовичем. Боже мой! Естественно, такая жизнь увлекла меня».

Несмотря на увлечение кинематографом, после школы Владимир по настоянию отца поступил в один из самых престижных технических вузов страны – Бауманку. Но уже на первом курсе понял, что ошибся с выбором профессии. Когда юноша рассказал родителям, что хочет оставить Бауманку, поступить в ГИТИС и стать актером, он не нашел понимания и поддержки.

«Получи диплом, потом хоть в клоуны!» – отрезал отец. Тем не менее юноша все же поступил по-своему, что привело к длительному конфликту с отцом. Примирение произошло лишь спустя десять лет, когда Владимир стал режиссером, снял уже не первый полнометражный фильм и доказал, что он чего-то стоит в кинематографе.

Почему служба в армия отбила желание становиться актером

А в то время, перейдя в ГИТИС, он потерял право на отсрочку от службы в армии и в 1963-м отправился в строй – на целых три года. В армии в его обязанности входило сопровождение секретных грузов. Тесный вагон, набитый срочниками, тяготы службы и жесткое авторитарное армейское командование слегка охладили желание молодого человека быть актером. Он всерьез задумался, хочет ли он вечно подчиняться, не иметь права голоса и быть той «глиной», из которой режиссеры лепят свои гениальные произведения.

Поэтому, вернувшись из армии, Владимир решил заняться режиссурой и поступить во ВГИК. Однако это оказалось непростой задачей. «Я сделал пять попыток поступления на режиссерский факультет ВГИКа. Увидев меня снова, приемная комиссия, кажется, просто смирилась», – рассказывал он.

В кино будущий режиссер дебютировал еще в 1963 году и до окончания учебы в институте успел сняться во множестве эпизодических ролей комедийного плана.

В 1976 году Владимир Грамматиков окончил режиссерский факультет ВГИКа и снял свою дипломную работу – смешную десятиминутную историю о мальчиках, дрессировавших собаку, под названием «Тайфун, фас!».

«Это был 1976 год, – рассказывал Грамматиков. – В то время после получения диплома люди долгие годы работали ассистентами, прежде чем дождаться своего короткометражного дебюта, а полный метр для многих так и оставался нереализованной мечтой. Но со мной произошло невероятное: моим дипломным фильмом впечатлилась Татьяна Лиознова. Она пригласила меня к себе в кабинет. Похвалив мой диплом, сказала: «Хочешь снимать полнометражную картину?» Я опешил: «Еще бы!» Она дает мне сценарий со словами: «Прочитай и скажи – да или нет». В ту же секунду я выпалил: «Да!»

«Мы – рыбы!»: как будущий «усатый нянь» утихомирил 18 малышей

Это был сценарий художественного фильма «Усатый нянь» – история о беспечном и обаятельном бездельнике, которого отправили на работу в детский сад – исправляться и взрослеть. Перед молодым режиссером встала задача – отобрать восемнадцать маленьких актеров.

«Мы дали объявление в газетах, и к нам потянулись толпы, – рассказывал он. – Три с половиной тысячи детей я просмотрел, прежде чем отобрал своих героев».

Сперва Владимир хотел пойти на хитрость: выбрать пары близнецов, чтобы ускорить съемки. Ведь по закону дети могли работать не больше четырех часов в день. Идея была в том, чтобы снимать утром одних детей, а во второй половине дня других – их братьев и сестер.

Марлен Хуциев как медиум советской эпохи

Но гениальная затея провалилась: оказалось, что у близнецов, как правило, разный характер и непохожие эмоциональные реакции. Как ни хитри, а замена видна! В результате в этом фильме снялась лишь одна пара близнецов, и в кадре они появлялись одновременно.

Сложнее всего оказалось найти актера на главную роль. Казалось бы, веселого симпатичного парня, играющего на гитаре, найти несложно – каждый второй студент ГИТИСа подойдет! Но ни один из претендентов не мог найти общий язык с детьми. Тем более что Грамматиков устраивал для каждого испытание: отправлял «на растерзание» маленьким актерам, которым специально велел не слушаться и делать, что они хотят.

Такой метод чуть не сорвал съемки: время шло, а подходящий актер не находился. Когда на кастинг явился Сергей Проханов, режиссер уже был в отчаянии, но сдаваться не хотел. Без всякой надежды он отправил нового претендента в комнату, где резвились дети. Каково же было его изумление, когда через несколько минут в комнате воцарилась полная тишина!

Приоткрыв дверь, Грамматиков увидел удивительное зрелище: молодой актер, извиваясь, передвигался на животе по комнате, а за ним, пыхтя, ползли по ковру все малыши. Оказалось, что они – рыбы, а рыбы же должны плыть молча!

Так Проханов был утвержден на роль и сыграл ее блестяще! Фильм «Усатый нянь» имел огромный успех и стал лидером кинопроката. До 1991 года его посмотрели 53 миллиона зрителей, не считая повторных просмотров на DVD и в цифровом формате.

Эта картина определила и дальнейший жанр, в котором работал режиссер – добрая, лирическая семейная комедия. Практически все последующие работы Грамматикова отмечались призами кинофестивалей.

Второй его фильм «Шла собака по роялю», вышедший на экраны в 1978 году, не только завоевал зрительский успех и множество призов на различных отечественных кинофестивалях, но также получил почетный диплом Международного кинофестиваля детских фильмов в Лозанне.

Именно после просмотра этой картины произошло примирение Грамматикова с его отцом, который, наконец, поверил, что из его сына вышел выдающийся режиссер, и признал, что был неправ, когда не одобрил его выбор.

Фото: Кузьмин Валентин\ТАСС

«Это были два часа моей исповеди»: благословение Астрид Линдгрен

Удачными были и последующие работы мастера детского кино – школьная лирическая комедия «Все наоборот», комедия-сказка «Руки вверх!» и картина «Мио, мой Мио», снятая совместно кинематографистами СССР, Швеции и Норвегии. В основу сюжета этого фильма легла одноименная сказка всемирно известной шведской писательницы Астрид Линдгрен.

Перед началом съемок легендарная сказочница пожелала познакомиться с русским режиссером, который будет снимать фильм по ее повести. Она даже пригласила его к себе домой, хотя никогда никого не звала туда, кроме близких друзей. Режиссер очень переживал, что она спросит, как он собирается снимать этот фильм, поскольку рабочий процесс только начался и у него еще не было никаких идей на этот счет. Но Линдрген вместо этого улыбнулась, напоила гостя чаем из гжельского чайника, который он же ей и преподнес, и попросила Грамматикова рассказать немного о его детстве.

Беседа, конечно, шла через переводчика. Она внимательно выслушала воспоминания о дороге из Свердловска в Москву в товарном вагоне. Как на остановках они, дети, бросались рвать траву для коровы Милки, а мама страшно переживала, что поезд тронется и они отстанут.

«Два с половиной часа я рассказывал, – вспоминал потом режиссер. – Понимаете, насколько она была мудра! Ведь, рассказывая о себе, я говорил о фильме, который смогу или не смогу сделать. Ведь то, что моя память вобрала, и есть я. И это были два с половиной часа моей исповеди. Она поверила, встала, обняла меня и сказала: «У нас будет хорошее кино».

На одну из главных ролей в этом фильме – мальчика Юм-Юма – режиссер выбрал будущую звезду Голливуда Кристиана Бейла. Можно сказать, что этот фильм и стал настоящим дебютом актера.

«У нас есть то, что мы хорошо делаем», или Режиссерское напутствие Грамматикова

В 80-х годах вокруг Владимира Грамматикова сложился круг кинематографистов-единомышленников. Вдохновленный друзьями, режиссер снял ряд фильмов, которые впоследствии стали классикой. Среди них не только детские, но и адресованные юношеству, такие как «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты».

Даже став знаменитым режиссером, Грамматиков не переставал сниматься в кино. И, хотя роли были небольшие, они позволяли режиссеру не забывать о том, что ощущают актеры на съемочной площадке. В общей сложности он снялся в более чем 50 кинокартинах и сериалах.

В 1990 году Грамматиков стал художественным руководителем творческого объединения «Контакт» киностудии имении Горького. Он имел непосредственное отношение к созданию творческой студии «Старлайт» – совместный проект России, Швеции, Великобритании и Дании. Возглавил «Старлайт-фест» – международный кинофестиваль детских фильмов в «Артеке». Стал одним из основателей Фестиваля визуальных искусств во Всероссийском детском центре «Орленок».

С 1998 по 2002 год он занимал должность директора Киностудии детских и юношеских фильмов имени Горького. Долгие годы преподавал в Высшей школе кино и телевидения «Останкино».

В начале нового тысячелетия Владимир Грамматиков стал продюсировать фильмы. Он является продюсером кинокартин «Приходи на меня посмотреть» режиссера Олега Янковского, «Праздник», где режиссером выступил Гарик Сукачев, «Коллекционер» Юрия Грымова и множества других. Одной из ярких работ Грамматикова в качестве продюсера стал сказочный сериал «Последний богатырь».

Всего он снял 20 фильмов в качестве режиссера и восемь – в качестве продюсера. В конце декабря 2021 года созданная им картина «Последний богатырь: Корень зла» имела большой успех на Неделе российского кино в Сингапуре.

В марте 2010 года Грамматиков был назначен на должность креативного продюсера компании Disney в СНГ.

Владимир Грамматиков всю жизнь снимал фильмы для детей. На вопрос о том, какое кино нужно современным детям, он отвечает: «Второго «Гарри Поттера» мы не снимем, даже если очень захотим. Но у нас есть то, что мы хорошо делаем, – чувственные истории, нежные, трогательные. Нужно сохранять традиции, нельзя их отменять. Разумное соединение традиции и современного формата – вот что сегодня нужно».