В российских компаниях, занимающихся дорожным строительством, во всех смыслах горячий сезон. С какими проблемами они сталкиваются из-за санкционного давления и как эти проблемы решаются, в эфире телеканала «МИР 24» рассказал главный редактор информационного агентства «Строительство» Александр Гусев.
- С какими проблемами сейчас столкнулись дорожные строители в России?
Александр Гусев: Проблема, в основном, в замене дорожно-строительной техники, которая была закуплена весьма успешно в прошлые годы. Но те компании, которые ее обслуживали, ушли с нашего рынка. И теперь нужно переориентироваться на другую технику. Например, турецкую. В Турции достаточно неплохая дорожно-строительная техника. А если заглянуть подальше, то это китайская техника, там и ассортимент намного больше.
Вот с этим есть определенные сложности, которые разрешимы, если компаниям, которые занимаются этим строительством, вовремя принимать нужное решение.
- То есть на смену партнерам с запада приходят партнеры с Ближнего и Дальнего Востока? А сколько времени может занять такая замена техники и оборудования?
Александр Гусев: Вы знаете, это нужно делать параллельно. Ту европейскую технику, обслуживание которой прекращено, но которая еще работает, нужно заменять параллельно, не дожидаясь, пока она встанет из-за отсутствия запчастей. Нужно выходить на турецкие и китайские компании и заключать с ними договора. Кстати, они были хорошо представлены на майской выставке строительной техники. Но в один день этого не сделаешь, для этого нужно время.
- А европейскую технику теперь придется продавать?
Александр Гусев: Нет, европейскую законсервировать. За нее заплачены большие деньги, а кто-то еще платит по лизингу. Есть техника, которая работает, допустим, на карьерах, где добывают щебень. Стоит она до нескольких миллионов евро, и выбрасывать ее, естественно, не имеет смысла. Поэтому ее нужно законсервировать, что называется, до лучших времен.
- А тогда возникает вопрос. Такая замена техники – это траты, на которые никто не рассчитывал. Соответственно, будет расти и себестоимость дорожных работ? Ну, например, ситуация с заявлением чиновников о строительстве трассы М-12, проходит совещание с президентом, и тут же губернатор Петербурга подписывает постановление об увеличении авансов по госконтрактам на строительство и реконструкцию дорог. Видимо, себестоимость подросла?
- То есть можно сделать такой вывод, что, если стоимость дорожного строительства и ремонта дорог изменится в сторону увеличения, то это не будет какое-то кардинальное изменение в разы?
Александр Гусев: Нет, кардинального не будет, потому что все материалы, которые используются при строительстве дорог, производятся у нас, российскими компаниями. В этом проблем нет. Единственное, нужно обучить людей работать на новой технике, а техника сейчас сложная.
- Власти говорят, что темпы дорожного строительства будут сохранены. Что нужно сделать для этого сейчас или в самом ближайшем будущем?
Александр Гусев: Для того, чтобы не останавливать темпы строительных работ, нужно не делать перерывы в поставке техники, которая будет необходима. Нужно учитывать и то, что в перспективе нас ждет перевооружение на технику, которую используют при строительстве дорог с цементобетонным покрытием. Поскольку во всем мире давно уже строят такие покрытия. У них гарантия от 30 лет, а в Германии даже, говорят, до 50 лет. У нас же асфальтобетонное покрытие служит 12 лет до ремонта.
Материал у нас есть, бетон и добавки есть. У нас отсутствуют только утвержденные стандарты по строительству таких дорог. Они разработаны еще в позапрошлом году, но проходят соответствующую экспертизу для того, чтобы можно было их применять. Частично у нас некоторые участки дорог уже строятся по этой технологии. В частности, на Минке построен новый участок длиной где-то в километр, который довольно неплохо себя показывает уже в течение полутора лет эксплуатации.
- Вернусь к вопросу себестоимости. Вы говорите, что сейчас во всем мире переходят к цементобетонному покрытию, а цена его выше или ниже?
Александр Гусев: Практически одинаково, потому что себестоимость современных связующих материалов, которые мы получаем от нефтепереработки, растет. Бетон растет, но не так. Давайте рассмотрим две цифры. Тонна асфальтобетона стоит от 4 до 7,5 тысяч рублей, а кубометр бетона от 4 до 6,5 тысяч рублей. Вы видите, суммы примерно одинаковые. Это без учета логистики и использования транспорта, который потом будет возить на участок строительства.
- Служит он намного дольше, и по обслуживанию и ремонту, соответствен, меньше затрат получается?
Александр Гусев: Да, естественно. Потому что асфальтобетон служит 12 лет, и цементобетон до 30 лет. Немцы сейчас работают надо добавками, которые позволят продлить срок эксплуатации до капремонта до 50 лет.
У нас в России уже три года как создана Ассоциация строительства бетонных дорог, которая лоббирует строительство именно таких дорог. Но я еще раз говорю, сейчас остановлен процесс массового применения, потому что не утверждены нормативы. Как только они будут утверждены, так можно будет приступать. Но здесь есть один подводный камень, который называется специальная техника для укладки цементобетонного покрытия. Потому что это не та техника, которая используется при устройстве асфальтобетонного покрытия. Это совершенно другая техника, она более мощная, более сложная. Но 30 лет гарантии на дорогу все это окупает.
Подробнее в сюжете: Гости эфира
Читайте также: